Шапка

jFontSize

A- A A+

ДОННА ЛЮЦИЯ. Дежа вю

Рабочий край. Статья от 16 марта 2004 г.


 

Ивановский музыкальный театр уже долгие годы сосредоточен в своем творчестве на той обыкновенной истории, в которой происходит не менее обыкновенное чудо - любовь. Эта история всегда востребована зрителем, пробуждает добрые чувства, эмоции, мысли. А если она еще поддержана музыкой Штрауса, Кальмана, Легара, Листова, то праздник на сцене и в зрительном зале состоится при любой постановочной "погоде".

На это, наверное, и рассчитывали авторы новой театральной работы - музыкальной комедии О.Фельцмана по либретто В.Полякова со стихами Р.Рождественского "Донна Люция, или Здравствуйте, я ваша тетя!" (Режиссер - Засл. арт. России В. Пименов, дирижер - Н.Митриковская, художник - В.Новожилова, балетмейстеры - Н.Базилевская и М.Заболошина), не распознав при этом в лице композитора-песенника тонкого мистификатора.

Оскар Фельцман, на мой взгляд, в этом сочинении идет вразрез с опереточной традицией, творчески полемизирует с ней и пародирует ее. Именно этим объясняется тот факт, что музыкальным стержнем композитор избирает непритязательную песенку "парам-парам-парам-па…", которая является своеобразным связующим моментом комедийной и лирической канвы музыкальных номеров, будь то песенка Бабса, трио друзей, дуэты молодых влюбленных с нарочито повторяющимися концовками, монологи полковника Чеснея и прокурора Спетлайга, дуэт Энни и Китти. Всё это ничто иное как пародия на опереточные музыкальные формы от арий и ариетт до речитативов.
Как ни странно, пародийная суть комедии была заявлена в прологе спектакля. Это отразилось и в визуальном плане (прекрасно выполненный супер-занавес), и в хореографическом рисунке танца кордебалета, и в блестяще сыгранной репризе лакея Брассета (народный артист России В.Келин), сыгравшего очень точную ироническую интонацию по поводу места действия будущей истории - "туманного Альбиона". Но в дальнейшем дух розыгрыша из спектакля исчезает, действие катится по опереточным шаблонам, оставляя у зрителей ощущение "Дежа вю!" Декорации и костюмы лишь углубляют это чувство. Спектакль напоминает лоскутное одеяло, как по пестроте, так и по традиционности режиссерского прочтения: нет острых мыслей, оригинальных мизансценических решений, бьющей ключом жизни, самобытного юмора. Но постановщику надо отдать должное в другом: нет и никаких "преступлений" против авторов и актеров.
Свой режиссерский взгляд В.Пименов останавливает в первую очередь на лирической теме, на любви героев, оставляя мистификацию друзей-студентов лишь для движения сюжета. А что такое играть любовь на сцене? Это дивный трепет интонаций, разнообразие жестов, порывов, пауз, "врывание" на сцену вместе с музыкой, заполнение пространства надеждой, печалью, восторгом и т.д. Молодежи театра, доминирующей в постановке, лучше всего удается передать именно энергию молодости, чистоту помыслов, внешнюю привлекательность своих героев, а ВТО гамма разнообразных любовных проявлений осваивается еще робко. К сожалению, многих актеров держит в напряжении вокал, но, если бы оркестр избрал более мягкую манеру аккомпанемента, а артисты больше музицировали, нежели просто демонстрировали свои вокальные возможности, положительных эмоций в зале было бы куда больше.
Любовный дуэт Китти и Джека - артисты Ю.Васильева и Д.Лапшов - можно назвать большой удачей спектакля. Юлия Васильева привнесла в образ своей героини и головокружительную привлекательность, и природную танцевальность, и неподдельное кокетство. Дмитрий Лапшов - джентльмен с ног до головы, в отлично сидящем костюме - поразил непринужденностью исполнительского стиля, будто всю жизнь только и делал, что играл англосаксов.
Молодые и красивые актрисы Ю.Сивкова и Н.Мельник, играющие поочередно Эллу Дилон, демонстрируют неплохой вокал, но оказываются холодно расчетливыми и совершенно бесстрастными там, где зритель вправе ожидать от них откровения.
Еще одна несомненная удача - работа Д.Бабашова в роли тетки Чарлея. Его Донна Люция, смешно мечущаяся по огромному пространству сцены, очень естественна в своей мистификации, ерничает, хохочет, говорит со всеми мыслимыми и немыслимыми акцентами и "женским" голосом, наивно хлопая глазами. Сложность этого образа, на мой взгляд, заключается в том, что как только артист снимает женский костюм, он переходит в амплуа героя-любовника, где на помощь должны придти выигрышные мизансцены, костюм, пластика. Пока же спектакль явил образ офисного работника, совершенно не сочетающегося с предложенным образом Эллы, девушки тургеневского типа, отчего в большое чувство этих героев веришь с  трудом.
Роль "настоящей" донны Люции играют заслуженная артистка России Тамара Драчук и народная артистка России Ирина Ситнова. Если Т.Драчук в этой характерной роли подстать героиням классических оперетт, то И.Ситнова все градации переживаний передает с той сдержанностью и тактом, ничего не "играя", которые отличают комедийных актрис высокого класса.
С трудом совмещается яркая острохарактерность персонажа с повадками "фрачного героя" у заслуженного артиста России Владимира Каннабиха, 
исполняющего роль полковника Френсиса. Временами кажется, что артист играет самого себя, довольного всем и вся, трогательного  и чудаковатого.
Удивила, даже напугала работа С.Сороки в роли прокурора Спетлайга, вызвав прямые ассоциации с названием романа  К.Кизи "А этот выпал из гнезда". Беззубый англичанин из высшего общества - это круто! Персонаж находится в поиске утраченных иллюзий, натыкаясь при этом на ответственность за воспитанность и на собственное одиночество; он скорее жалок и смешон, нежели страшен. С.Сорока блестящий характерный актер, легко справился с режиссерской заданностью образа человека-паука, но жаль, что это расходится с текстом роли.
Самым неожиданным стал в спектакле герой народного артиста России Владимира Келина, лакей Брассет. Режиссер "отпускает" опытнейшего артиста на волю его фантазий, опыта и таланта, и В.Келин являет нам спектакль в спектакле. Как естественны, как победоносны эскапады его язвительного и блестящего остроумия! Эпизодическая роль слуги сыграна поистине бенефисно и убедительно.
Большое место в режиссерском прочтении спектакля отдано балетным номерам, призванным отразить "грезы любви" героев, насытить пространство сцены действием, сгладить вокальные шероховатости. Но балетмейстеры предложили довольно узнаваемые по другим спектаклям театра хореографические рисунки: бесконечные "дорожки", пробежки, поддержки или танцевальные номера из неовенских оперетт, плохо сочетаются с водевильной музыкой О.Фельцмана. Балетная иллюстрация, как прием выстреливает единожды, повтор же рождает монотонность.
Похоже, постановщикам "Донны Люции" изначально не была ясна цель зрелища, потому что синтез хореографии, слова и музыки в какой-то момент спектакля вдруг перестал интересовать и зрители тоже впали в своеобразную мистификацию: вроде бы новая работа театр, но - дежа вю!
 
И.Скворцова
Рабочий край, 16 марта 2004 г.
Joomla SEF URLs by Artio

ГБУ "Ивановский музыкальный театр"
153000 г. Иваново, пл. Пушкина, д. 2

Касса: (4932) 30-16-76
Директор: (4932) 30-19-26
Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика