ДОННА ЛЮЦИЯ. Нечто в тумане

Культурный формат. Статья от 3 марта 2004г.


Сценический дым не смог скрыть слабой режиссуры

В Ивановском музыкальном театре в минувшие выходные прошла очередная премьера. На суд зрителей была представлена озорная музыкальная история "Донна Люция, или Здравствуйте, я ваша тетя". Спектакль полностью соответствовал этому жанру. Действительно, это невысокое искусство для эстетов, но для не избалованного Штраусом и Верди города ткачих и китайских барахолок постановка придается ко двору. Зал искренне реагировал на реплики артистов и с замиранием сердца следил за перипетиями  сюжета (благо они были не сложны).
Честно говоря, перед началом спектакля я была настроена несколько скептически. Переиграть Калягина, Джигарханяна, Гафта и Васильеву, великолепно показавших себя в одноименном фильме, дело практически безнадежное. Но режиссер-постановщик ивановской "Донны Люции" заслуженный артист России Валерий Пименов такой задачи перед актерами не ставил. Да, мужчину переодели женщиной, но это бы не вороватый бродяга, а студент, друг хозяина дома. Такой нюанс многое менял.
Ни разу не повторились и музыкальные мотивы киноверсии, что объяснимо: автор музыки к фильму В.Казенин, а к спектаклю О.Фельцман, поэтому музыкальные и вокальные номера стали для зрителя открытием. Впрочем, и текст был несколько изменен. Знаменитое "Здравствуйте, я ваша тетя из Бразилии, где в лесах живет много диких обезьян" звучало в устах исполнителя главной роли Бабса Д. Бабашова несколько иначе. То, что изначально его "героиня" не скрявала своей половой принадлежности и главные герои Джек Чесней (Д.Лапшов) и Чарлей Вайкем (А.Яковлев),  прекрасно знали о том, что скрывается у "тетушки" под юбкой, несомненно, обогатило спектакль. Д.Бабашов с первого акта играл не женщину, а мужчину, изображающего женщину, но в результате так вошел в роль, что фразу "никогда не думал, что так тяжело быть привлекательной женщиной", слабая половина зала встретила бурными аплодисментами.
Не обижали зрители и других артистов. Свои порции рукоплесканий достались всем. И если королем сцены во второй премьерный вечер был Д.Бабашов, то королевой - Т.Драчук, исполнительница роли Донны Люции. Она так царственно вплыла на сцену, что ей зааплодировали, не дав произнести и первой реплики. Да и как вокалистка Т.Драчук оказалась на недосягаемой для других высоте.
К сожалению зрителей, в очередной раз осталась без роли обладательница отличного вокала Т.Копычева. Нет сомнения, что в роли донны Люции она бы смотрелась не хуже Т.Драчук, и уж точно лучше И.Ситновой, которая, как и в "Доротее", вновь получила главную роль и играла в первый премьерный вечер.
Но подбор артистов оставим на совести режиссера. Как и "Крошка", недавняя постановка В.Пименова, "Донна Люция" более уместно бы смотрелась на драматической сцене. В.Пименов не дал блеснуть вокальными данными даже тем солистам, которые ими обладают. Удивительно бледно смотрелись Н.Мельник и А.Яковлев, проявившие себя в  дебютных ролях. Впрочем, это упрек и к  дирижеру-постановщику Н.Митриковской. Ее странная манера дирижировать, трясясь  всем телом, весьма удивила ивановскую публику, привыкшую к благородству прежних мастеров.
Самой зрелищной находкой режиссера стала беготня лже-тети по сцене в семейных трусах. Такой уровень юмора позволителен в школьных КВНах, но никак не в профессиональном театре. Дабы зрители не заснули в ожидании очередной арии, режиссер воспользовался странным спецэффектом - публику время от времени взбодряли клубы белого дыма химического происхождения, который пытались выдать посетителям за туман. Напустить туману удалось на славу. После первой химической атаки половина сидящих в зале зашлась в судорожном кашле. Но после третьего выхлопа "туманного Альбиона" народ попривык. Тем более, что на сцене опять появилось спиртное. Однако, если в "Доротее" водкой поили и зал, то на "Донне Люции" шампанского не хватило даже актерам. Брассет (народный артист РФ В.Келин), лакей молодого Чеснея, принял все шесть бутылок на свою "могучую" грудь. Видимо поэтому солисту музыкального театра в спектакле не удалось спеть ни строчки. Не скажу, что это разочаровало зрителей.
Озорная музыкальная история вышла в свет. Может быть, любители музыки и выскажут сожаление, что в постановке слишком много говорят; зато любители хорошего вокала обрадуются, что мало поют. Наверное, при отсутствии артистов с хорошими и сильными голосами это выход - ставить спектакли, где практически нет музыкальных номеров. Но тогда не надо называть себя музыкальным театром. "Донна Люция" это не оперетта и даже не мюзикл, это действительно просто озорная история. Подождем премьеры мюзикла "Алые паруса" - может быть она будет более соответствовать рангу музыкального театра?
 
М.Барковская
Культурный формат, 3 марта 2004 г.
 

В начале эволюции, или Бабс, не скатись в фарс

 
Спектакль "Донна Люция, или Здравствуйте, я ваша тетя!" - это история о том, как молодые лондонцы Джек и Чарлей, пытаясь залучить в гости девушек Китти и Энни, уговорили приятеля Френкерта (Бабса) притворится тетей Чарлей Донной Люцией. Присутствие "тети" своеобразная гарантия для репутации дам. Пикантность ситуации усугубляется тем, что за тетей Бабсом начинают ухаживать появившиеся в доме отец Джека отставной полковник Френсис Чесней и воспитатель девушек прокурор Спетлайг. Остроту интриге придает приезд настоящей донны Люцции и ее воспитанницы Эллы.
Несложный сюжет не требовал от режиссера Валерия Пименова сверхзадачи - нужно было сделать остроумный легкий спектакль, чтобы зрители переживали с героями в любовных сценах и смеялись, когда весело. В целом, режиссеру это удалось, хотя работа и не во всем ровная: рядом с интересными решениями (к примеру неожиданная расторопность при выполнении поручений медлительного как черепаха лакея Брассета) в ней соседствуют и банальности (назойливое мельтешение Бабса в нижнем белье во втором действии и др.)
Есть противоречия в работе художника Валентины Новожиловой. Наряду с занавесом, на котором схвачен английский колорит, и не вызывающими возражений костюмами смущает декорационная пестрота первого действия - бордово-красные и желтые тона гостиной на фоне изумрудного задника.
Более органична работа балетмейстеров Натальи 
Базилевской и Маргариты Заболошиной. Танец в "Донне Люции" помогает в пластическом решении многих сцен, либо передает душевное состояние героев.
Интересна и стилистика московского дирижера Нины Митриковской. Не сказать, чтобы оркестр театра превзошел свой обычный уровень, но музыку Оскара Фельцмана оркестранты исполняли весьма экспрессивно. А эмоциональная темпераментная манера дирижирования Митриковской увлекала.
Главный разговор - об артистах. Четверо из них - Дмитрий Лапшов (Джек), Алексей Яковлев (Чарлей), Светлана Колесникова (Энни) и Юля Васильева (Китти) составили в спектакле четыре дуэта. В мужском (Джек - Чарлей) оба актера энергичны, самодостаточны, несколько, к сожалению, похожи друг на друга и (возможно, пока) на сцене слегка напряжены. В девичьем дуэте разница характеров героинь очевиднее. Китти в исполнении Бли Васильевой самостоятельнее и искушеннее подруги. Энни (Светлана Колесникова) несколько восторженнее и более естественнее в проявлении чувств, но тоже себе на уме. Появление во втором премьерном спектакле Надежды Шмелевой было менее убедительным. Показалось, что она пока еще играла текст, но не образ. В смешанных дуэтах (Китти - Джек и Энни - Чарлей) партнеры взаимодействовали неплохо. В вокальном плане, естественно, лучше выглядели Колесникова и Яковлев.
Временами смешно, временами трогательно, даже лирично сыграл честного и простодушного полковника Френсиса Владимир Каннабих. А вот отличные пластические данные Сергея Сороки режиссер использовал несколько односторонне. В результате образ прокурора получился хотя и смешным, но монотонным. Да и социальная заостренность этого образа могла быть сильнее.
По-разному играют роль Донны Люции Ирина Ситнова и Тамара Драчук. Обе актрисы показали жизненный опыт, ум, иронию настоящей тети. Героиня Ситновой, пожалуй, тверже стоит на земле, зато героиня Тамары Драчук - лиричнее. Но в пластическом плане (мимика, жестикуляции, реакция на неожиданные обстоятельства) режиссер мог бы потребовать от обеих исполнительниц большего. Они же часто ограничивались выразительным выговариванием текста.
Романтическую приподнятость, чистоту, влюбленность Эллы Юлия Сивкова и Наталья 
Мельник сыграли по-разному. Героиня Сивковой выглядела более идеальной, а в исполнении Мельник - более сложной. Убеждают оба прочтения роли и, конечно же, вокал исполнительниц.
Есть что добавить в роли "тети" Дмитрию Бабашову. Артист в хорошем смысле мужественен, но, если Бабса принимают за женщину персонажи, то эта иллюзия должна, наверное, быть понятной зрителю. То есть актеру в большинстве случаев нужно быть убедительным в женских повадках. В противном случае, происходящее на сцене может свестись даже не к театральной условности, а к заурядному фарсу.
Самым, пожалуй, неожиданным стал в спектакле образ лакея Брассета. Артист Владимир Келин сделал персонажа 
неглупым, умеющим сыграть на человеческих слабостях. При внешней медлительности и вольномыслии, Брассе6т хорошо и вовремя умеет угождать, ведь в этом залог его благополучия. Вкрадчивая манера передвигаться свидетельствует о желании Брассета оставаться "маленьким и незаметным" - так надежнее. Брассет, безусловно, философ, но его философия сродни рассуждениям кота Мурра из знаменитого романа Гофмана, сводившимся к мысли, что главное в жизни - тарелка вкусной молочной каши. В общем, образ Брассета получился интересным.
Новый спектакль продемонстрировал жизнестойкость музыкального театра, готовность труппы работать, стремление молодежи самоутвердиться. С другой стороны, "Донна Люция, напомнила о явной нехватке в театре свежих постановочных идей, и, увы, мужских голосов.
Скорее всего, в этих непростых условиях вслед за "Крошкой" и "Донной Люцией" в репертуаре музтеатра в ближайшие два-три года появятся новые "причесанные под музыку" комедии. И театр будет эволюционировать. Посмотрим, в каком направлении.
 
В.Иванов
Культурный формат, 3 марта 2004г.
 
Ныне роли исполняют:
 
Чарлей - Александр Серков, Сергей Захаров
Джек - Максим Галенков
Спетлайг - Владислав Злыгарев, Сергей Сорока
Элла Дилон - Ольга Балашова, Алена Смирнова
Энни - Наталья Фураева, Раушания Хажиева
Китти - Юлия Васильева, Надежда Шмелева
Полковник Френсис - Владимир Кочержинский, Владимир Каннабих
Joomla SEF URLs by Artio

Наш адрес

153000 г. Иваново, ул. Пушкина, д. 2

Телефоны

Касса: (4932) 30-16-76

Директор: (4932) 30-19-26

Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика