Шапка

jFontSize

A- A A+

ПОД АЛЫМИ ПАРУСАМИ

Ивановская газета. Статья от 3 апреля 2004 г.


Народный артист Белоруссии Валерий Иванов сочинил его для звезд белорусской эстрады и Белорусского государственного музыкального театра, так что сценическая версия "Алых парусов" уже существовала.
 
Однако постановка на другой сцене (кстати, впервые в России) не обходится без новшеств. К тому же красивая, но, по сути, эстрадная мелодика "Алых парусов" лишена глубокой драматургии, и постановщикам ивановского спектакля пришлось преодолевать "фрагментарность" персонажей. Да еще фонограмма стала каркасом, в котором не нашлось места ряду живописных подробностей Грина. В итоге, объективно вышло, что актерам предстояло сыграть не феерию "Алые паруса", а ее музыкальную квинтэссенцию, некую (гриновскую в своей основе) идею. Сделать из такого материала зрелище - задача сложная.
Но театр мобилизовал ресурсы. Настрой создают декорации (художник-постановщик Габриэлла Ижевская) - легкий бриг с воздушными парусами, канаты и веревочные лестницы. Возникает ощущение пространства и воздуха. Конечно же, это воздух свободы, которому поклоняются Ассоль, Грей, Лонгрен. Свобода ощутима и в деталях костюмов:  не приталенные свитера у матросов, развеваются подолы платьев у рыбачек, Грей носит блузу с широченными рукавами и огромным откидным воротником, всегда распахнут бушлат Лонгрена.
Враждебная Ассоль толпа, наоборот, появляется  в черных плащах и с масками на лицах.  Она не может быть иной, потому что безлика и бездуховна.
А во втором акте мюзикла все чаще доминирует красный цвет, чтобы, наконец, восторжествовать в финале.
Пластичность спектакля - одно из важных изобразительных средств, для чего потребовалась насыщенная хореография (балетмейстер-постановщик Наталья Базилевская). Танцоры практически не покидают сцену, становясь то моряками, то портовым людом, то преследователями Ассоль, а то и сказочными морскими существами. Такие превращения требуют разной стилистики танца. У ручья, например, раскованное, причудливо меняющееся течение, толпа - та агрессивна, то и дело образует на сцене круги, угрожающе сжимающиеся вокруг Ассоль и Лонгрена. А когда девушка с алым полотнищем рвется навстречу мечте, толпа готова изорвать этот символ веры, а "диссидентку" уничтожить.  Не случайно, у людей в черном, словно у инквизиторов, оказываются зажженные факелы.
Осмысленна и разнообразна световая партитура спектакля (художник по свету Татьяна Ижевская). Психологические переживания овдовевшего Лонгрена, появление сказочных существ, противостояние Ассоль и толпы и другие ключевые сцены сопровождаются непохожими и точными световыми решениями.
За перечисленными компонентами и актерством (о котором позже), конечно же, стоит режиссер Борис Лагода. Спектакль выглядит простым и незамысловатым, но, видимо нелегко давалась режиссеру простота и гармоничность целого.
Можно, правда, возразить ему в частностях. Например, пластически не убеждает фиаско толпы при появлении брига с алыми парусами. Недоумеваешь и при виде бутафорской крысы на плече Летики. Если это живой и неразлучный дружок матроса, то, по идеи, хотя бы пару раз за спектакль Летика должен животное погладить. А если приделанная к матросскому свитеру крысиная шкурка, то ей богу, ничего кроме брезгливости, она не вызывает (уж лучше бы облезлая кошка - мех все-таки).
Но, в целом, режиссер сделал то, что задумал. Он не только убедительно и красиво материализовал спектакль-идею, но и акцентировал внимание на вечном конфликте возвышенной мечты и приземленной реальности.
"Алые паруса" в первую очередь "режиссерский", к тому же короткий спектакль. И актерам в нем предложено немного: фрагментарно играть то, что требуется, петь в микрофон, произносить в нужном месте нужные реплики. Примерно так воспринимается даже романтическая приподнятость Юлии Сивковой (думаю, похоже будут играть взрослую Ассоль Наталия Мельник и Светлана Колесникова) и Алексея Яковлева (хотя  в его роли есть эпизод, в котором Грей на несколько секунд становится очень деловитым капитаном). Столько же "позволено" Александру Менжинскому (Лонгрен) и современному, очень ироничному в роли волшебника Эгля Дмитрию Лапшову. Смешно, словно пьяный чертик из табакерки, появляется на сцене угольщик (Сергей Сорока). Трезвым и благообразным выглядеть ему нельзя, ведь угольщик - "приложение" к тоже забавному, с восточным акцентом, кабатчику. Оба, как и стальные персонажи, выполняет в спектакле свои функции.
В этом функциональном ряду персонажей и исполнителей особняком, пожалуй, стоит маленькая Ассоль. На премьере ее играла 12-летняя Настя Синицына (днем позже - 14-летняя Настя Дмитриева). Было что-то трогательное и цельное в игре девочки, для которой чудо состоялось дважды: в роли и по жизни  (разве не чудо ее выход на профессиональную сцену?). А режиссер, введя в спектакль две пары персонажей (юная-выросшая Ассоль и юный-взрослый Грей), не только углубил два образа, но и обосновал одну из важных тем спектакля - о предначертанности человеческого пути (родившийся белой вороной ею и останется).
Думаю, спектакль Бориса Лагоды вызовет противоречивые суждения. Эмоциональный зритель очень эмоциональные "Алые паруса", скорее всего, примет. А пришедшие увидеть знаменитый сюжет Грина в чистом виде могут разочароваться. Если, конечно, раньше не поймут, что постановщики перенесли на сцену не феерию "Алые паруса", а одноименный мюзикл Валерия Иванова.
По моему же мнению, спектакль сделан на великолепном театральном языке и настолько красиво, что увлекшийся (к тому же лишенный снобизма) зритель может сразу и не разглядеть отдельные детали целого.
Интересно, что за день до премьеры в театре состоялся концерт, который было бы ошибочно воспринимать просто о как зрелище. Приглашение солистов из Москвы и Санкт-Петербурга, исполнение классической, народной музыки, отрывков из балетов, опер, оперетт, выступления артистов самого  Ивановского музыкального театра ( и в первую очередь - молодежи) свидетельствовали о поиске театром своих завтрашних путей. Думается, премьера мюзикла "Алые паруса" подтверждает то, что отчетливо читалось во время концерта.
 
В.Иванов
Ивановская газета, 3 апреля 2004 г.
Joomla SEF URLs by Artio

ГБУ "Ивановский музыкальный театр"
153000 г. Иваново, пл. Пушкина, д. 2

Касса: (4932) 30-16-76
Директор: (4932) 30-19-26
Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика