Шапка

jFontSize

A- A A+

А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ... Звенящее безмолвие военных зорь

(статья от 14 декабря 2005 г.)

 

Невероятно трудно ставить оперу "А зори здесь тихие…" на сцене провинциального театра. Над юными и пожилыми зрителями и режиссером довлеют одноименная книга Бориса Васильева, ставшая бестселлером с момента ее публикации в 1969 году; поставленный по ее мотивам фильм Станислава Ростоцкого, в котором потрясшую зрителя роль Лизы Бричкиной сыграла тогдашняя студентка Ленинградского театрального института Елена Драпеко; и, конечно же, впервые увидевшая свет рампы в 1974 году опера Кирилла Молчанова, триумфально шедшая на сцене Большого театра и за рубежом.

Именно автору задушевной лирической песни "А я люблю женатого", создателю опер "Каменный цветок", "Заря", балета "Макбет" обязана долгой сценической жизнью небольшая по объему повесть Бориса Васильева, повествующая об одном из трагических эпизодов Великой Отечественной войны, 60-летие Победы в которой мы празднуем в этом году. Та самая страшная в истории ХХ века война живет неизбывной болью в наших душах и в нашей памяти. 

Нет в стране семьи, которую бы она не задела своим черным крылом, не осиротила целое поколение…
Чем дальше уходит война, тем всё больше людей задумываются: кто же победил, и что принесла победа поколению победителей? Во имя чего была тогда пролита ими кровь на полях сражений…
Недавно корреспондент журнала "РФ сегодня" спросил у депутата Государственной думы Е.Драпенко: обидно стало бы Лизе Бричкиной, если бы она увидела нашу сегодняшнюю жизнь?
- Конечно, обидно, - ответила Елена Григорьевна. - Многие ветераны Великой Отечественной войны не дожили до 60-летия Победы только из-за того, что не смогли перенести крушение страны, за которую воевали. А те, кто дожил, пишут письма президенту. Их (шедших в смертный бой с фашистами, как и герои оперы "А зори здесь тихие…", с набатными словами: "За нашу Советскую Родину!" - А.С) тревожит отсутствие идеологии в стране, отсутствие внятной внешней политики.
…Ее слова вспоминаются каждый раз, когда в очередной раз смотрю оперу режиссера-постановщика Бориса Лагоды "А зори здесь тихие…". Поставленная на сцене Ивановского музыкального театра в самый канун 60-летия Победы по одноименной повести Бориса Васильева (музыка и либретто Кирилла Молчанова), она идет здесь с тех пор с неизменном успехом.
Сценический пересказ содержания повести языком такого специфического жанра, каким является опера, несомненно, удался творческому коллективу театра. Подчеркнем творческому коллективу театра. Подчеркнем, именно коллективу, являющему собой сплав незаурядного драматического и вокального мастерства актеров Ю.Левантовича (старшина Васков), Н.Шмелевой (сержант Кирьянова), О.Наяновой (Женя Комелькова), Р.Хажиевой (Соня Гурвич). И, конечно же, обладательницы неповторимого сопрано Ю.Сивковой, блестяще явившей зрителям незабываемый, трагедийной мощи образ Риты Осяниной (в последней ноябрьской постановке в этой роли успешно дебютировала молодая актриса Ирина Новикова), солистов балета и хора, музыкантов оркестра, всех, причастных к оформлению декораций, костюмов, созданию световых и звуковых эффектов.
Повествуя о крошечном эпизоде Великой Отечественной, создатели оперы сумели на частном, с точки зрения историков, случае ярко поведать о том жутком, что принесли гитлеровцы в жизнь российских женщин, оторванных от родных очагов и брошенных в безжалостные жернова начатой не нами истребительной бойни. Когда наши соотечественницы вопреки своему данному им от начала предназначению вынуждены были взяться за оружие (среди участниц состоявшейся в Иванове весной встречи медсестер военных лет были летчицы, кавалеристы, танкисты), чтобы защитить свою Родину, отстоять так право на мирную жизнь.
Бесхитростный фронтовой быт взвода зенитчиц на безымянном разъеме, невеселые танцы под патефон, где дамы приглашают дам, разбитная селянка Полинка в исполнении Ю.Васильевой (Юлия сумела сочно и выпукло подать образ своей героини, превратив его из проходного в полнокровный женский образ), находящая периодически успокоение во фляжке со спиртом; страшащаяся бабьего одиночества Марья (ее партию исполняют заслуженная артистка России Тамара Драчук и Татьяна Копычева) - прямое обличие войны, заставляющее вспомнить "Войну и мир" Льва Толстого и "Огонь" Анри Барбюса и их войну без пафоса и патетики.
Размеренное развитие действия в первом акте оперы, в которое органично и очень удачно вписываются режиссерские находки Б.Лагоды, совершающего "экскурс" в довоенную жизнь героинь  посредством довоенных дивертисментов  (непередаваемо изящны и пленительны девушки в белом, бросающие по ходу обрядного танца венки в реку), помогает зрителям лучше понять зрителям характеры героинь. (Герой в опере один - старшина Васков: он воспринимается как реальное лицо, которое, пожалуй, чем-то, внешностью ли, манерами, заставляет вспомнить скорее Василия Теркина, чем литературного прототипа.)
Порывиста, вызывающе дерзка и убедительна сержант Кирьянова Надежды Шмелевой: образ, в котором особенно полно проявилось актерское дарование исполнительницы. В ней невозможно узнать порхающую по сцене восторженную и беспечную, заставляющую вспомнить легкомысленную субретку, племянницу Энни в "Донне Люции". Сдержанна, а где-то подчеркнуто отстраненна Рита Осянина Марины Щербаковой: в ее героине опять-таки нет и тени от мечущейся между надеждой и отчаянием благородно дворянки Леоноры из "Доротеи", пленяющей взор грацией балетной примы и манерами и царствующей особы. Можно соглашаться или не соглашаться с режиссерской и актерской трактовкой облика Сони Гурвич, несколько отличающегося от литературного, но Сонину незащищенность и поэтичность Раушания Хажиева всякий раз рисует достоверно, вдохновенно и незабываемо. Возвышается над другими несокрушимой верой в собственную неотразимость озорная Женя Камелькова, не лезущая при случае в карман за словом.
Намеренная медлительность первого акта, погружающая зрителей в довоенную пору, сменяется стремительным развитием событий во втором. Гибнет от рук фашистских диверсантов  любительница поэзии, миниатюрная переводчица Соня Гурвич. Зловещая топь поглощает Лизу Бричкину, а заодно лишает и Лизиных подруг надежды на спасение. Ценой собственной жизни они отстоят у врага кусочек России. Из этих, защищенных от гитлеровцев миллионами наших соотечественников крошечных клочков родной земли 1418 дней и ночей ковалась Великая Победа, завершившая водружением советскими солдатами алого стяга над Рейхстагом.
Павшие на полях сражений, в блокадном Ленинграде, под бомбежками в теплушках, эвакуировавших женщин и детей вглубь страны, живут в мемориалах, в пожелтевших треугольниках солдатских писем. Живут в нашей памяти. Живут в литературных произведениях, кинофильмах, театральных постановках. Опера "А зори здесь тихие…", поставленная на сцене Ивановского музыкального театра в год 60-летия Победы, заняла достойное место в этом ряду.
 
Алексей Седых
Рабочий край, 14 декабря 2005 г.
Joomla SEF URLs by Artio

ГБУ "Ивановский музыкальный театр"
153000 г. Иваново, пл. Пушкина, д. 2

Касса: (4932) 30-16-76
Директор: (4932) 30-19-26
Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика