ЛЕТУЧИЙ КОРАБЛЬ. Вот и смейся как хочешь

(статья от 14 апреля 2007 г.)

 

Мне бы хотелось быть несколько мягче в оценках премьерного спектакля музыкального театра по одной простой причине: над ним работали профессионалы, а не любители. Но тут возникает другой вопрос: для чего поставлен "Летучий корабль"?

Предполагаю ответ: для того чтобы привлечь в театр молодого зрителя. Самое интересное, что театру это удалось, и в этом случае надо уже размышлять о том, почему же замысел постановщиков (режиссер В.Долганов, художник В.Новожилова, балетмейстер М.Заболошина) совпал со зрительскими ожиданиями. Я специально посмотрела спектакль не в первые дни его жизни, чтобы увидеть реакцию не премьерного зала (он всегда особенный), а, скажем, так, "обыкновенного".
Зал заходился от восторга… Казалось бы, надо радоваться, но радость в моей душе никак не продуцируется. (Можно было бы погрешить на мой зрелый возраст, но вот и с молодым коллегой Игорем Лебедевым происходит тоже самое.) Режиссер в трудно объяснимом порядке намешал в одно действо, названное мюзиклом, дивертисментные по сути костюмно-хореографические номера; впечатление такое, что он их где-то  когда-то ставил и жаль было не втиснуть какую-то прежнюю находку в спектакль. В результате сама замечательная сказка "Летучий корабль" ушла куда-то в сторону, точнее, оказалась погребенной под обломками шоу: присутствие в нем некоторых сцен осталось для меня загадкой. Тут и шлягер на все времена "Ну что сказать, ну что сказать - устроены так люди…", и композиции групп "Ариэль" и "Братья Гримм", и даже хит "Дискотеки Авария" (привет, земляки!) "Если хочешь остаться", ставший одним из многочисленных финалов спектакля. За финалами забылось, по поводу какого сюжета все мы собрались в зале…
Постановщик совершенно не льстит современному зрителю, воспитанному на бесконечных телевизионных шоу, и полагается на клиповость восприятия людей, живущих в двадцать первом веке. Как выясняется, полагается не напрасно. Бог с ней, с эклектикой, с неоправданностью калейдоскопа, с драматургической кашей - лишь бы "съели"? А я вдруг вспомнила беседу двадцатилетней давности с одним прогрессивным по тем временам директором театра (не музыкального). После довольно скандального спектакля, апеллировавшего к не самым высоким человеческим помыслам и чувствам (зато народ шел на постановку валом), он позволил себе довольно циничный комментарий: "Пусть люди наедятся осетринки с душком, а потом, когда приобщатся к театру, мы будем ставить для них что-нибудь из классики…" Но жизнь показывает, что так не бывает - классика после осетринки с душком.
Очень жаль еще раз прибегать к гастрономической терминологии в разговоре о театре, но  уже на выходе из зала я услышала "Пипл (то бишь люди) хавает…" Вот сижу и думаю, что "Летучий корабль" дает повод к переосмыслению многих традиционных представлений о том, что такое хорошо и что такое плохо в современной театре. И о том, в чем же нуждается  сегодняшний зритель.
 
Татьяна Полосина
Рабочий край, 14 апреля 2007 г.
 
На премьере мюзикла "Летучий корабль" мне сразу стало нехорошо. Захотелось встать и выйти вон из зала музыкального театра, чтобы рассказать вам о своих переживаниях.
А я очень переживал. Еще бы! Мою любимую философскую сказку грубо опошлили у меня на глазах под овации многочисленной публики. Но что я мог сделать в одиночку? Аншлаг был в зале, "Аншлаг" был на сцене. Я ничуть не удивился бы, если б на царский трон вместо нар.арт. России В.Келина или засл.арт. России В.Злыгарева (они играют в разных составах) примостился Евгений Петросян. Он смотрелся бы там очень органично, а артисты нашего театра убереглись бы от моего злословия. Вот. Л.Лебедь и О.Наянова хорошо сыграли Елену Степаненко, но, на мой взгляд, не Бабу-Ягу. А какой яркий образ бы получился! Но достаточно уже быкать…
Мюзикл создавался для "взрослых детей и маленьких взрослых". То есть для людей, не очень хорошо, вероятно, думающих, но умеющих смотреть и чувственно воспринимать увиденное. В этом смысле театр должен не только пробуждать "чувства добрые", но и культивировать эстетический вкус, особенно у детей. Ведь поход в театр для них уже сказка, и им, притаившимся в полумраке зала, как правило, нравится все, что происходит на сцене. Они в силу возраста пока не могут судить о качестве постановки и игре актеров, да им это и не важно. И плох тот режиссер, который пользуется детской наивностью, предлагая маленьким зрителям продукт не того качества, которого они заслуживают.
Разумеется, в мюзикле в отличие от драматической постановки не нужно много философствовать. Но за отсутствием глубокого смысла хотелось бы видеть особое внимание к самому действию, четкую продуманность и стилистическую выдержанность. Неоправданно мешать в одну кучу жанры, стили и времена:  в лучшем случае это будет смешно, в худшем - неприятно.
Традиционный театральный прием искривления времени всегда интересен и хорош, если он используется с какой-то определенной целью (например, для иллюстрации вечных проблем) и тщательно оформляется  стилистически. Незамысловатую идею спектакля (люби и работай, тогда будет тебе счастье) он с грехом пополам выразил, но получилось не слишком естественно и с фальшью. Истасканные реминисценции, плоский юмор, неважная клоунада и гиперактивность многочисленных персонажей - все это не столько смешило, сколько раздражало.
И еще немного о смехе. Когда главный герой блуждал по театру с игрушечным летучем кораблем под мышкой, мне было очень смешно, но нисколько не весело. Вспомнились старые добрые школьные постановки, когда самодеятельные режиссеры при помощи подручных средств сооружали реквизиты-символы. Но тогда это смотрелось естественно, зрители сами были включены в игру и принимали ее правила. Здесь же не школьная сцена под Новый год, а Ивановский музыкальный театр и актеров много заслуженных. А режиссерская выдумка умещается в приевшиеся приемы с чучелами, игрушками и музыкально-образные посылы к разным фильмам (от гайдаевского "Ивана Васильевича" до "Титаника"). И все в стиле так называемого театра "Кривое зеркало". Вот и смейся тут как хочешь…
 
Игорь Лебедев.
Рабочий край, 14 апреля 2007 г.

 

Joomla SEF URLs by Artio

Наш адрес

153000 г. Иваново, ул. Пушкина, д. 2

Телефоны

Касса: (4932) 30-16-76

Директор: (4932) 30-19-26

Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика