Фраскита. Премьера, которую ждали

(статья от 22 января 2008 г.)

"Фраскита" - из тех оперетт, которые относят к классике жанра. Произведение Легара отличают красивая музыка, мелодраматичный сюжет, то и дело прерываемый комическими сценами, каскадная танцевальность. Фабула произведения достаточно традиционна  (сюжетные вариации в разных опереттах "шаблона" не отменяют). В нашем случае молодой богач Арман полюбил свободолюбивую и гордую цыганку Фраскиту, а та, разумеется, ответила ему взаимностью. Но влюбленных разлучают обстоятельства. И все же вопреки всем препонам, Арман и Фраскита в конце концов находят друг друга.

Впрочем, подобная сюжетная заданность менее бросается в глаза, когда театру удаются интересные постановочные решения, а актерам - достоверность образов. Думается, и то, и другое во "Фраските" достигнуто.
Начнем с музыки. На долю Александра Серкова, исполняющего роль Армана, и Ольги Балашовой - Фраскиты, выпала серьезная вокальная нагрузка. К тому же их партии отличаются множеством сложностей. Но актеры поют умело, выражая вокальными средствами сложные чувства персонажей. К музыкальной выразительности этого пения и точному оркестровому сопровождению балетных и хоровых сцен приложил руку дирижер-постановщик Аркадий Ладыженский.
С первых же минут спектакля привлекают внимание декорации художника-постановщика Валентины Новожиловой. По мостику в глубине сцены и по ней самой проходит граница, разделяющая испанскую и французскую территории. Пограничные указатели  развернуты в направлении названных стран. Нарядная стена дома, в котором живут владелец табачной фабрики Аристид Жиро и его дочь Долли, увита плющом. На противоположной стороне сцены - терраса испанского ресторанчика. "Задник" закрывают декорации в виде 
жалюзи (намек художника на обилие солнца в тех краях?), меняющие в зависимости от освещения цвет. Вкупе с красивыми, яркими костюмами (актеры во "Фраските" переодеваются не по одному разу) декорации придают спектаклю настроение праздничности.  Это настроение усиливают танцы персонажей - цыган и артистов мюзик-холла (балетмейстер-постановщик Валентина Лисовская).
Ну а режиссер Наталья Печерская сделала все, чтобы мизансцены были убедительными, поведение и жесты персонажей - естественными, а игра актеров отличалась осмысленностью; чтобы наконец, труды каждого постановщика, сливаясь, давали многоплановую, но единую картину спектакля. Возможно, оттого так натуральны недовольство оскорбленных цыган; ссора Фраскиты с ресторанными певицами Инесс и Лолой - цыганка даже хватается за нож; беспокойство испанского и французского пограничников, опасающихся снижения жалования, а также другие 
поведенческие детали, придающие происходящему на сцене жизненную достоверность.
Режиссер-постановщик достигла того, что даже в небольших ролях актеры "цепляют" человеческую суть образов. Так, вызывает сочувствие, насколько - каждый по-своему - переживают за Фраскиту ее соплеменники цыгане: Фернандес (Владимир Каннабих), Себастьяно (Александр Менжинский), Паланка (Татьяна Копычева).
Настоящим испанками, кокетливыми, изобретательными, не склонными пасовать перед соперницей (каковой становится Фраскита, приглашенная петь в ресторан), представляют Инесс и Лолу актрисы Лариса Лебедь и Марина Щербакова.
Хитрецом и дипломантом, заинтересованным в наплыве клиентов, показывает владельца ресторана Хуана (Владислав Злыгарев). Хуан к тому же предприимчив - готов, в частности, предоставить цыганам еду, лишь бы заполучить к себе в ресторан замечательную певунью Фраскиту.
Пытающимся пристроить дочь замуж, весьма корыстным, в меру скуповатым и не в меру склонным к кутежу играет папашу Жиро Владимир Келин. Сочетание в характере разных 
крайностей и человеческих слабостей делает месье Жиро смешным и симпатичным зрителям.
Такое же отношение вызывает к себе и друг Армана Ипполит. Ему вечно приходят в голову идеи изобретений, которые как тут же выясняется, уже освоены человечеством. В исполнении Дмитрия Бабашова Ипполит - трогательный, забавный и застенчивый. Но именно таким он нравится дочери Жиро Долли (Раушания Хажиева) - веселой, лукавой и неглупой девушке, прекрасно устраивающей свою судьбу вопреки намерениям отца.
Как уже сказано, исполнитель и исполнительница главных ролей порадовали зрителей вокалом. Удалась актерам и драматическая сторона ролей. Но если у Александра театральный опыт велик, то точное проникновение в суть образа Фраскиты - безусловная удача молодой Ольги Балашовой. Психологически тонко, например, она сыграла сцену обольщения Армана. Фраскита всего-то навсего решила отомстить  ему за нанесенную ей обиду и очаровать, подразнить объект своей мести. Но за несколько минут актриса сумела показать, как зарождается чувство и в ее героине. Заключительная реплика  "Прощай" - словно попытка Фраскиты избавиться, сбежать от внезапно нахлынувшей любви.
В спектакле, конечно же, есть и шероховатости. Случается, в игре актеров проскользнет штамп, можно поспорить с необязательным акцентом цыганки Паланки, подметить отдельные промашки молодых исполнителей. Но куда существенней другое: музыкальный театр поставил качественный спектакль, который, скорее всего, любителям оперетты придется по сердцу.
 
 
Владимир Волотко
Ивановская газета, 22 января 2008 г.
Joomla SEF URLs by Artio

Наш адрес

153000 г. Иваново, ул. Пушкина, д. 2

Телефоны

Касса: (4932) 30-16-76

Директор: (4932) 30-19-26

Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика