Выходная ария артиста. Юбилей Александра Серкова

(статья от 29 марта 2008 г.)
Об актере Ивановского музыкального театра Александре Серкове можно сказать, перефразируя небезызвестное изречение: "Пришел, спел и победил".  Именно так и случилось семнадцать лет назад, когда по приглашению главного дирижера Леонида Мулаева, который в то время возглавлял наш театр , артист приехал в Иваново и вышел на сцену в роли Гренише в "Корневильских колоколах" Р.Планкетта.
 
Помню, как в закулисье мы с мэтром нашей оперетты Владимиром Федоровичем Келиным поздравляли друг друга прекрасным приобретением для нашей труппы - тенором Александром Серковым. Помню даже, как воскликнул Владимир Фёдорович: "Я уже люблю этого юношу, он не только великолепно поет, но и тонко чувствует наш жанр! Он волшебным образом обратил меня в юность и я вновь увидел себя выпускником ГИТИСа".
До приезда в Иваново у Александра Серкова была служба в армии на Дальнем Востоке, где в солдатской самодеятельности его заметили и перенаправили в Хабаровск, в Ансамбль песни и пляски Дальневосточного военного округа. Там он приобрел свой первый актерский и вокальный опыт. Далее была учеба на вокальном отделении Новосибирской государственной консерватории у замечательного педагога, лирического тенора, Олега Викторовича Папина. По окончании консерватории среди немногих выпускников А.Серков был удостоен чести спеть свой выпускной экзамен на прославленной сцене Новосибирского театра оперы и балета. Это была партия Подъячего в опере М.П.Мусоргского "Хованщина", очень трудная по музыкальной фактуре.
 
После успешного окончания учебы молодой вокалист распределился в Сыктывкар, в Республиканский музыкальный театр, где за три сезона спел семнадцать (!) больших и маленьких партий в операх и опереттах. Неплохо удавалась ему оперная классика: партии Ленского в "Евгении Онегине" П.И.Чайковского, Гастона в "Травиате" Дж.Верди, Горо в "Чио-Чио-Сан" Дж.Пуччини, но тянуло к оперетте, жанру более демократичному, с водевильностью музыкальной природы, здоровой чувственностью героев, простотой их взглядов и манер. Ведь артист оперетты - это не только хороший голос, выразительная внешность, легкая танцевальная походка, но и мировосприятие - детское, веселое, остроумное и лукавое. Обладая великолепными вокальными данными, пластичностью, удивительной актерской интуицией, в Сыктывкарском театре А.Серков легко осваивает партии простаков в классических опереттах Кальмана, Штрауса, Легара. Это соответствовало мироощущению молодого тенора. Несмотря на то, что он рано лишился матери, воспитывался в детском доме, аттестат зрелости получил в шахтерском ПТУ, Александр Серков по природе своей человек жизнерадостный, доверчивый, открытый, с большим чувством юмора.
Ивановский музыкальный театр, один из немногих в России, богат устойчивыми традициями классической оперетты - вот почему талант А.Серкова здесь по достоинству оценен - артиста плотно занимают в репертуаре театра.
На нашей сцене он с равным успехом исполняет партии героев и простаков. Им спеты партии героического амплуа: Гвидо в оперетте "Ночь в Венеции" И.Штрауса, Гренише в "Корневильских колоколах" Р.Планкетта, Тассило в "Марице" И.Кальмана, Баринкая в "Цыганском бароне" И.Штрауса, Раджами в "Баядере" И.Кальмана, Армана во "Фраските" Ф.Легара. А его простаков - Бони в "Сильве" и Тони в "Мистере Икс" - так заразительны, эксцентричны и в то же время непосредственны и романтичны, что сразу покоряют сердца любителей оперетты.
Радостным и незабываемым  событием для Серкова явилась работа с режиссером Валерием Долгановым, поставившим мюзикл "Бременские музыканты" Г.Гладкова, где он играет Короля, найдя для этой роли оригинальную пластику, уморительный смех, броские и живые жесты. Вот почему дети, отвечая на вопрос: "Кто вам больше всех понравился в спектакле?" - дружно отвечали: "Король!", хотя эта роль в сравнении с Трубадуром и Принцессой очень маленькая.
Но самый большой успех Александра Серкова на сегодняшний день связан с ролью Армана в оперетте Ф. Легара "Фраскита".  Несмотря на то, что партия архисложна, объемна, эмоциональна, является вершиной тенорового репертуара в оперетте, Серков исполняет ее так легко, свободно, непринужденно, как будто она именно для него и написана.
Арман - зрелищная, по-настоящему, как говорят в театре, впетая и сыгранная роль Серкова. Терпение и внутренняя культура, совместный творческий поиск с великолепными партнершами О.Балашовой и Р.Хажиевой продуманного  решения и выразительного исполнения в дуэтах делают роль  Армана органичной, естественной, законченной. Грустная ария "Я не знаю как мне быть…" так проникает в душу слушателя, что безоговорочно веришь в любовь героя.
Александр Серков много концертирует, к участию в концертах его приглашает художественный руководитель и дирижер хоровой капеллы мальчиков Александр Жуковский, артист выступает с оркестром народных инструментов Ивановской филармонии под руководством Сергея Лебедева, поет на клиросе в Ильинской церкви.
И все-таки театр - главное в его жизни. У Александра Серкова, отмечающего сегодня свой 50-летний юбилей выходом во "Фраските", он связан с ощущением радостного творчества, без которого, по признанию артиста, жизнь лишена всякого смысла.
Ирина Скворцова
Рабочий край, 29 марта 2008 г.
Joomla SEF URLs by Artio

Наш адрес

153000 г. Иваново, ул. Пушкина, д. 2

Телефоны

Касса: (4932) 30-16-76

Директор: (4932) 30-19-26

Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика