Шапка

jFontSize

A- A A+

ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ. Спектакль, в котором все надели маски

(статья от 18 апреля 2009 г.)
Ивановский музыкальный театр поставил "Летучую мышь Штрауса. Интересно, что премьера спектакля почти совпала со 135-летием этой оперетты. Впервые зрители увидели ее в Вене 5 апреля 1874 года.
 
Постановщики оказались на высоте. Наталия Печерская сделала спектакль очень живым. Дирижер Аркадий Ладыженский уверенно проводит музыкантов сквозь сложности виртуозной музыки Штрауса: оркестр играет слаженно, а вокалисты поют главные партии практически безупречно. Московский художник Виктория Хархалуп, демонстрируя фантазию и вкус, предлагает зрителям оценить то изящество интерьера в жилище Айзенштейнов, то многообразие масок и костюмов на балу у князя Орловского, то казенную обстановку городской тюрьмы. Постаралась и балетмейстер.  Валентина Лисовская добилась от исполнителей хореографического максимума: в отдельных сценах танцуют все - и артисты балетной труппы, и солисты-вокалисты, и артист хора.
 
 
Сюжет "Летучей мыши" хорошо известен. Из-за нелепого происшествия на охоте коммерсант Генрих Айзенштейн, которого играет Дмитрий Соловьев, должен сесть в тюрьму. Должен, но… с помощью веселого и немного циничного директора театра Фалька (Валерий Пименов) оказывается на балу у князя Орловского. (Татьяна Копычева. Да-да, женщина!) Туда же попадают ничего не подозревающая о затее Генриха его супруга Розалинда (Ольга Балашова) и горничная Айзенштейна Адель (Раушания Хажиева). Фривольная, будоражащая, обещающая приключения атмосфера бала так влияет на Генриха, что он под выдуманным именем начинает волочиться за не узнанной им в маске Летучей мышью - собственной женой. Фальк же очарован Аделью, выдающую себя за знатную даму.
Череда запутанных и смешных ситуаций буквально провоцирует главных героев на притворство -  во избежание разоблачения. И, похоже, как раз в этой плоскости - притворства существования персонажей в неком двоемирии - легкий и экстравагантный спектакль звучит достаточно философски. Вот смысл этой философии: когда же все-таки люди, пришедшие к Орловскому, естественны - в повседневной жизни или под маской? И почему персонажей устраивает двойственность существования?
А она в спектакле возникает постоянно. Например, гости князя Орловского игнорируют слова Генриха о том, что Адель - служанка, а не светская дама. И вряд ли делают это случайно. К чему, в самом деле, утруждать себя выяснением истины? Принимать все как данность, пусть и иллюзорную, намного удобнее.
Несмотря на дружбу, ни Генрих, ни Фальк не желают открыть друг другу глаза на то, что один пылко ухаживает за собственно супругой, другой - за служанкой.
Хороша и Розалинда. Вместо того, чтобы возмутиться назревающей изменой мужа, красавица ведет тонкую игру, подталкивая Генриха к соблазну. И преуспевает: в беседе с Летучей мышью Генрих отзывается о свое неузнанной жене, как о "прочитанной книге".
Даже Орловский в конце концов оказывается… переодетой в мужской костюм женщиной. И пусть это вынужденный ход режиссера,  в распоряжении которого просто не оказалось исполнителей мужчин, но как логично такой поворот вписывается в идею о двойственности бытия.
За пределами бала персонажи тоже "надевают маски". Воздыхатель Розалинды Альфред (Дмитрий Сиянов) выдает себя за ее мужа, чтобы хоть таким странным образом приблизится к предмету обожания. А дежурный по тюрьме вечно пьяный Фрош, которого с мягким юмором играет Владислав Злыгарев, просто обязан прикидываться трезвым перед своим начальником Франком (Владимир Каннабих).
Подобные сюжетные перипетии требуют экспрессивного существования актеров на сцене. Так и происходит. Зритель наверняка оценит ту умную самоиронию, с которой создает образ Генриха Дмитрий Соловьев. Завирающийся Айзенштейн, как показалось, временами чем-то напоминает Бузыкина из фильма "Осенний марафон". Этим, т.е. своими человеческими слабостями, и симпатичен. Ольга Балашова вкладывает в Розалинду и переживания оскорбленного женского самолюбия, и кокетство и лукавство. Соблазнительна, находчива, даже немного нахальна Адель Хажиевой. Немало интересных красок нашли для своих персонажей и остальные актеры. А поскольку на большинство ролей назначены по 2-3 исполнителя, то понятно, что в зависимости от актерского состава показы "Летучей мыши" будут отличаться некоторыми нюансами.
А теперь вернемся к вопросу о двоемирии. В финале спектакля уличенный в чрезмерном легкомыслии Генрих  просит у торжествующей Розалинды прощения, признавая ее своей все-таки не до конца "прочитанной книгой". Вот только интересно, как долго продлится это раскаяние? Может быть, до очередного бала-маскарада, куда Айзенштейн снова сбежит из дому с Фальком или каким-нибудь другим приятелем? Да и Розалинда, узнав кое-что новое о муже, вряд ли теперь сможет быть уверенной в своем безоговорочном торжестве.
 
Владимир Волотко
Ивановская газета, 18 апреля 2009г.
Joomla SEF URLs by Artio

ГБУ "Ивановский музыкальный театр"
153000 г. Иваново, пл. Пушкина, д. 2

Касса: (4932) 30-16-76
Директор: (4932) 30-19-26
Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика