Любовь, замешенная на деньгах.


"Рождественский детектив" - на сцене Ивановского музыкального театра.

(статьи от 5 ноября 2010 г.)

 

 

 

 

На сцене Ивановского музыкального театра состоялась премьера мюзикла А. Журбина "Рождественский детектив" по пьесе французского драматурга Робера Тома "Восемь любящих женщин".

 

 

 

 

Своеобразие этого произведения композитора заключается в напряженном сценическом ритме, который своей музыкой создал Александр Журбин на протяжении всего спектакля. Сама представленная пьеса обладает демократичностью, дискретной музыкально-драматической формой, синтетичностью, специфическим языковым колоритом, особенным вниманием к декорациям и костюмам.

В ничем не нарушаемую драматическую линию произведения вкраплено около тридцати песенно-танцеваль- ных номеров. Образы героинь, сыгранные с использованием драматических красок, прекрасно дополняются, усиливаются и развиваются посредством музыки и танца. Музыкальные номера подчинены "принципу интеграции". Они образуют своего рода пунктирную линию, укладывающуюся в сюжетную канву.

В "Рождественском детективе" переплетается лирика и сатира, но сатира подается при этом размашисто и даже с некоторым злорадством. Спектакль сразу же захватывает зрителей остротой и через эту остроту заставляет воспринять целый каскад чувств: напряженность драматических коллизий, юмор комических ситуаций, даже лирическую грусть героини. Зрители получают основательную эмоциональную встряску. Ритм создается блистательно выполненными ансамблевыми сценами, красочностью декораций и костюмов. Динамичный, изобилующий эффектными выдумками спектакль не может не иметь успеха.

Не стану утверждать, что Журбин создал абсолютный шедевр. Но все же музыку к спектаклю можно считать одним из наиболее интересных его сочинений последних лет. Здесь много ярких мелодий, которым не откажешь в талантливости и которые хорошо запоминаются и цементируют музыкальную драматургию произведения. Дирижер Аркадий Ладыженский добился слаженного звучания оркестра, несмотря на всю сложность партитуры. Многие вокальные партии сравнимы по сложности с оперными и требуют высокого профессионального уровня исполнителей,что и постарались продемонстрировать все артистки.

О чем же этот спектакль? Хозяин дома убит. Восемь женщин, живущие в доме, в силу сложившихся обстоятельств оказались отрезаны от мира. Они вынуждены начать собственное расследование и искать ответы на два вопроса: "Кто убийца?" и "Кому это выгодно?". Неужели это преданная жена? А может, беспомощная старушка-теща? Или невинная сестра-танцовщица? Заботливая служанка? Бескорыстная дочь? Каждая из женщин попадает под подозрение. И неудивительно: у каждой имеется своя маленькая тайна, у каждой есть мотив для убийства, у каждой есть причина желать смерти Марселя. Как в любом хорошем детективе, за каждым из героев кроется тайна. Похоже, все они не те, за кого себя выдают. Распутать хитросплетения сюжета и узнать, кто есть кто, зрителю предстоит только в финале.

Режиссер спектакля заслуженный артист России Валерий Пименов акцентирует внимание на том, что этот спектакль - "про любовь, замешенную на деньгах". На сегодняшний день - это, наверное, лучший спектакль этого режиссера: по точной выстроенности, по жесткости рисунка, наконец, по пониманию и внутреннему ощущению сегодняшнего духовного кризиса современного общества, неистребимого стремления к самоуничтожению.

Совместно с художником Валентиной Новожиловой и дирижером Аркадием Ладыженским он разрабатывал образы героинь этой детективной истории тонко и современ- но, представляя зрителю целую галерею колоритных и озабоченных - каждый своими целями - женских персонажей: "разнокалиберная" женская компания богача Марселя. Актеры очень порадовали большим эмоциональным накалом, убедительным темпераментным воплощением своих образов, несомненным драматическим дарованием, умением выстраивать роль в динамике. Произведение прочитано режиссером не только точно в соответствии с замыслом французского драматурга, но и в причудливом соотнесении с нашим днем и нашим современным обществом. И вот эта "двойная оптика" позволяет воспринимать "Рождественский детектив" не просто как детектив, а как живой сюжет о сегодняшних нас, наших мучительных эгоистических страстях, не приносящих радость ближним. Этим страстям подчинены все без исключения персонажи: Габи (народная артистка России Ирина Ситнова) одержима страстью к любовнику, Катрин (Наталья Фурае- ва) - полуребенок, капризный, своевольный, привыкший к тому, что ее желания исполняются мгновенно и беспрекословно. Актриса играет на удивление просто, выразительно и правдоподобно. Сюзон - стар- шаядочь(Ольга Балашова), самый динамически развивающийся образ спектакля: от послушной скромной девушки до противоречивой и эгоистичной молодой женщины. Артисты замечательно двигаются, не боятся сочной характерности, особенно Огюстина (Ольга Наяно- ва) и Пьеретта (Алена Смирнова), ею, однако, не злоупотребляя. А каков образ Бабушки! Заслуженная артистка России Валентина Бирилло - легенда нашего театра - сыграла свою роль во всей сложной многоплановости и удивила прекрас- ным вокалом. А как хороши непростые образы героинь заслуженной артистки России Тамары Драчук (Шанель) и Ларисы Лебедь (Луизы)!

Спектакль обрамляется вокальной ансамблевой сценой, октетом всех героинь. Это своеобразный крупный мазок автора мюзикла - одна из особенностей жанра: "стар тьюн" - эффектный музыкальный номер, своего рода лейттема, которая звучит в спектакле не раз и обязательно проводится в конце. И с этого момента, собственно, и начинается замечательная характеристичная и вместе с тем очень выразительная музыка Журбина, с которой исключительно органично согласуются последующее действие и тонкости продуманной режиссером детективной истории. Вряд ли стоит описывать досконально ее детали, здесь, как говорится, лучше один раз увидеть...

Для воплощения этого интригующего сюжета художник- постановщик Валентина Новожилова придумала запоминающийся и бросающийся сразу же в глаза образ спектакля - паутину, олицетворяющую запутанный клубокдома. Холодные стены виллы окружают героинь со всех сторон, функциональная геометрия сценографии как будто ограничивает их свободу, блокируя возможность выйти за пределы замкнутого пространства. Бело-черный цвет сценографии, костюмов символизирует эгоизм, холод, лицемерие, которые царят в доме Марселя. Лишь камин с его негаснущим пламенем и новогодняя елка символично намекают зрителю на старую как мир истину о торжестве любви над алчностью, о торжестве жизни над смертью. Геометрическая линия проникает и в построение мизансцен, и в продуманную хореографию (балетмейстер- постановщик Валентина Ли- совская). Хореография и пластика большинства сцен эксцентрична, что усиливает атмосферу нелюбви, неестественности, царящую в доме Марселя.

Спектакль получился очень динамичным и ярким. Исполнительский состав музыкантов и артистов, каждый из которых замечательно вжился в свой образ, заслуживает самых превосходных эпитетов - это тот случай, когда единство замысла воспринято и реализовано всеми участниками без исключения, а творческий результат превосходит все ожидания меломана, добавляя слушателям бурю положительных эмоций. Подтверждение тому - взорвавшийся аплодисментами и криками восторга зал, долго не отпускавший со сцены артистов и постановщиков.

Наверное, в этом и есть самый драгоценный урок спектакля Валерия Пименова.

Художественные задачи, продиктованные спецификой мюзикла, освоены артистами ответственно. В сольном пении порой заметно некоторое напряжение, но в целом музыкальность артистов радует слаженностью, артистизмом и единением с оркестром.

"Рождественский детектив" - яркий образец современного мюзикла, в котором есть все, чего ждешь от режис- сера (яркие находки, вкус, культура), от актеров (драматическое мастерство, звучащие сложные вокальные партии, сценичность образа), от художника и балетмейстера (чувство стиля и жанра).

Творческий коллектив Ивановского музыкального театра поздравляем с яркой и удачной премьерой, а зрителей, которые еще не были на спектакле, приглашаем обязательно его посмотреть.

 Анна КОРОТКОВА.

 

Joomla SEF URLs by Artio

Наш адрес

153000 г. Иваново, ул. Пушкина, д. 2

Телефоны

Касса: (4932) 30-16-76

Директор: (4932) 30-19-26

Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика