Золотое десятилетие. К 75-летию Ивановского музыкального театра

История Ивановского музыкального театра за семь с половиной десятилетий - это сотни и тысячи имен артистов, режиссеров, балетмейстеров, художников, работников  постановочных цехов, директоров. И из этого списка подчас трудно выделить того и то, что перевернуло бы представление о театре, заставило в свое время столичных критиков говорить о коллективе как об уникальном организме, назвать театр "лабораторией современной музыкальной комедии".
 



 
Нашему  театру  повезло - такой удивительный человек нашелся: десятилетие его деятельности  на посту главного режиссера театра принято называть "золотым десятилетием" Ивановской музкомедии. Имя его - Борис  Матвеевич Бруштейн!
Приехав  в Иваново в 1967 году, Борис Матвеевич сразу проявил свои лидерские качества: как генератор новых сценических идей, постановщике новаторским взглядом на репертуар, человек с тонким чугьем и пониманием зрительского интереса, навеянного нарождающимся "театральным бумом" 70-х. Он всегда подбирал в постановочную группу профессионал о в единомышленников, реализующих его режиссерскую концепцию слаженно и талантливо. Готовый всегда учиться всему и много, он требовал такой же полной отдачи до самоотверженности от артистов и постановщиков, и они плати
ли ему за интенсивную и интересную театральную стихию своей жизни сценическими успехами и открытиями. Нетерпимость Бориса Матвеевича к разболтанности, отсебятине на сцене, к "подогреву" спиртным породила устойчивую фразу, которую и сейчас нередко произносят в адрес проштрафившегося артиста: "Эх, Бруштейна на тебя нет!". Дисциплина при нем была железная. Из воспоминаний заслуженного артиста России Ю.А.Когана: "Получается у артиста роль хорошо, "захватил" зал - Борис Матвеевич слова не скажет, но обязательно подойдет, по плечу хлопнет. Но уж если "завалил" - разнесет в пух и прах,  места живого не оставит, такой разбор сделает, ночь потом не спишь, переживаешь..."
Все это вместе взятое сделало театр  неотъемлемой частью жизни ивановцев. Какие спектакли Бруштейна выходили в то время! Премьер ждали; как ждут самых дорогих гостей! "Полярная звезда" В.Баснера,  "Восемнадцать лет" В.Соловьева-Седова, "Верка... Надежда, Любовь", "Такая ночь", "Тогда в Севилье" М.Самойлова, "Черная береза" А.Новикова, "Свадьба в Малиновке" Б.Александрова, "Под черной маской" Л.Лядовой, "Обыкновенное чудо" В.Гроховского... Классическая оперетта в то время пережива ла потерю зрительского интереса, повсеместно на сцены театров всех видов "жанров шагнула современность. Борис Матвеевич чутко уловил этот процесс, и его соавторство с ныне живущими композиторами, которые, как и он, хотели донести своей музыкой романтическую мечту о лучшей жизни, красивых человеческих отношениях, чувство  любви к родной земле как от голосок Великой Победы,  дало возможность многим  этим музыкальным комедиям  впервые увидеть свет на сце не Ивановской музкомедии.
Режиссер открывал в со временных героях характеры  поэтические, возвышенные,  одухотворенные. Но между  тем подлинная романтика по этических характеров, безусловно, открылась в двух таких  разных и успешных спектак лях, как "Тогда в Севилье" и  "Обыкновенное чудо". Шуточную пьесу С.Алешина "Тогда в  Севилье", рассказывающую о  Дон Жуане, оказавшемся де вушкой, Борис Матвеевич по ставил как ироническую комедию о слепоте моды, заставляющей ценить в человеке  не присущие ему в действительности качества, а лишь его репутацию. Спектакль получился праздничный и ярко театральный. Стремительный ритм запоминающихся мелодий Марка Самойлова, обилие танцев в постановке Натальи Базилевской и легкая воздушная сценография Якова Зейде создали в спектакле яркий фон для достаточно серьезного  разговора о любви, о разнице  между подлинностью и мишурой, искренностью чувства и  фальшью. В романтической, музыкальной комедии В.Гроховского по пьесе Е.Шварца
"Обыкновенное чудо" режиссер виртуозно, на контрасте сценических приемов раскрывает постулат сильного человека о необходимости решать свою судьбу самому и о пре образующей  силе подлинной любви. Тщательно вычерчивая режиссерскую канву спектакля, психологически разрабатывая характеры персонажей,  Борис Матвеевич никогда  не упускал из виду такой обязательный компонент жанра, как юмор. "Тогда в Севилье" и "Обыкновенное чудо", при всей их трогательности и человечности, получились заразительно смешными. Но и тогда постановки классических оперетт оставались в поле зрения режиссера какданьжанру, как приверженность направлению театра. Оперетты  "Веселая вдова" Ф.Легара, "Дьявольский наездник" И.Кальмана, "Цыганский барон" И.Штрауса, "Невеста  Лукулла" Ж.Жильбера вошли в историю театра как образцы режиссерского сценического искусства.
Сама личность Бориса Матвеевича была настолько харизматичной - талант, интеллект, артистизм, энергия и воля, что вызывала трепет не только в труппе театра, но и в руководстве отрасли культуры. Не посетить премьерный спектакль музкомедии  не позволяли себе ни представители обкома партии, ни представители управления культуры - это считалось моветоном.
Апофеоз "золотого десятилетия Бруштейна" - гастроли нашего театра в Москве в 1975 году. В то время этот факт считался чуть ли не достижением вселенского масштаба.  Но главный успех ивановцев заключался в переполненных залах, в огромных очередях за билетами, в восторженных статьях ведущих московских критиков в журналах "Театр", "Музыкальная жизнь", "Театральная жизнь". Одна из статей так и заканчивалась: "Гастроли Ивановского театра показали, что этот коллектив ищет свой путь в искусстве. У него известные удачи в плане освоения нового, в частности, произведений советских авторов. И ему по плечу создание художественно полноценных спектаклей на современную тему, в которых характеры персонажей раскрыты на доброкачественном, литературно и музыкально интересном материале". Это не повторялось потом уже никогда...
Борис Матвеевич все творческие задачи решал через актера. Его окружала сплочен- ная труппа выдающихся лицедеев: засл. арт. России Э.Май, В.Бирилло, Л.Высоцкая, С.Артюшкевич, В.Келин, Ю-Коган, И.Ситнова, В.Каннабих, Н.Дорошенко, Л.Грачева, В.Васильева и многие другие. Но любимейшей героической парой всегда оставались засл. арт. России Э.Кузнецова и Б.Кучинев. Именно им он поручал раскрыть сложный  мир своих лирических героев, это они блистали в "Тогда в Севилье" и "Обыкновенном чуде". Эльза Кузнецова, жена и муза режиссера, была признана на московских гастролях одной из звезд ивановской труппы.
Все эти  воспоминания - дань благодарности судьбе за то, что в нашем театре работал такой режиссер, что актеры приобретали сценический опыт при нем, что впоследствии дало возможность говорить об ивановской актерской школе как об одной из самых профессиональных в опереточном мире.
Сам же Борис Матвеевич остался в нашей памяти выдающимся и обаятельнейшим человеком, совершенно чуждым тщеславия и снобизма.  Для него театр был  и оставался средой обитания. Но важно подчеркнуть другое: он не только жил в этой среде, но и сам создавал ее вокруг себя.
 
Ирина СКВОРЦОВА
Joomla SEF URLs by Artio

Наш адрес

153000 г. Иваново, ул. Пушкина, д. 2

Телефоны

Касса: (4932) 30-16-76

Директор: (4932) 30-19-26

Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика