"Белая акация" - весеннее интермеццо Исаака Осиповича Дунаевского

(статья от 28.02.2012 г.)

Ивановский  музыкальный  театр  приступил к репетициям оперетты  "Белая акация" И.О. Дунаевского. Прошли "читки", идут занятия в вокальном  и хоровом классах, режиссёр  - постановщик спектакля Наталия  Печерская, главный режиссёр театра,  начала  постановочные репетиции на сцене. Оркестровые репетиции  ведёт дирижёр - постановщик, главный дирижёр  театра,  Аркадий Ладыженский.   Художник - постановщик,  главный художник театра, Валентина Новожилова трудится  над  эскизами декораций и костюмов. Балетмейстер - постановщик спектакля  Александр Бабурин  занят созданием пластических образов героев оперетты.     Премьера намечена  на  конец  апреля. 

Почему именно "Белая акация"  взята к постановке?
 
Во - первых,  это  веление времени, которое подиктовано желанием  большинства людей  в  мире жесткого практицизма  сегодняшнего дня  окунутся в мир доброго, подчас наивного чувства любви и добра,  поверить в то, что  "всё будет хорошо", что творческий труд  талантливых людей  и есть "дороги к счастью".
Во - вторых, эта  музыка Исаака Осиповича Дунаевского, она -  всегда спасательный круг, сотканный из исключительного великолепия мелодий.   
В - третьих, это  сила жанра оперетты, самого демократичного, сочетающего  в себе  комедию, музыку и танец .
Да, и сама история создания этой оперетты очень  трогательная, хотя с большой  долей  грусти, так как  она  последняя работа композитора, его "лебединая песня".
И.О.Дунаевский приступил к  оперетте "Белая акация" ранней весной 1955года. В пьесе В.Масса и М.Червинского  композитор почувствовал волнующее романтическое начало - дыхание моря, любовь к родному городу Одессе, поэтический образ женской верности. Оперетта  рассказывает об одесских китобоях, их дружбе, опасностях, подстерегающих в море, и конечно, о молодой, ошибающейся и находящей себя любви.
Любовный конфликт "Белой акации"  - это поединок двух женских характеров: легкомысленной, ветреной  красавицы и скромной, чистой, умеющей ждать и беречь любовь. В пьесе много весёлых, лирических и благодарных для музыкального выражения характеров и ситуаций.
Дунаевскому это произведение было особенно дорого, он называл его про себя своим "весенним интермеццо". Ласковое дыхание южного моря, радость весны и расцветающей любви пронизывает музыку с первой до последней ноты.
Трудно поверить, что это буйство музыкальных красок, шквал радостных мелодий созданы тяжело больным человеком. Чувствуя развивающуюся болезнь сердца,  Дунаевский торопился  с окончанием клавира, мечтал  о премьере оперетты. Но так и не успел. Он умер во время работы, в жаркий день 25 июля 1955 года. На пюпитре рояля остался неоконченный номер.
"Белая акация" оказалась незавершенной. Но  премьера всё же состоялась. Композитор Кирилл Молчанов по эскизам Дунаевского закончил клавир, дирижер  Григорий Столяров принял участие в оркестровке. И 24 ноября 1955 года в Московском театре оперетты поднялся занавес последней - посмертной - премьеры Дунаевского.
Красота музыки, мастерство дирижёра Г.Столярова, тонкая режиссура  В.Канделаки и Л.Ротбаум, талант и прелестный голос начинающей тогда Татьяны Шмыги - всё это приводило на память слова Дунаевского: "Через муки, сомнения, утверждение и разочарование … через всё то, что составляет черты любого высокого творчества в любой области человеческой деятельности, - дать праздник тем,  для кого ты все это делаешь".
Ирина Скворцова
Р.S. В статье использован фрагмент из книги  А.Владимирской "Звёздные часы оперетты",1991г. "Искусство", Ленинградское отделение.

Joomla SEF URLs by Artio

Наш адрес

153000 г. Иваново, ул. Пушкина, д. 2

Телефоны

Касса: (4932) 30-16-76

Директор: (4932) 30-19-26

Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика