Шапка

jFontSize

A- A A+

"Танцуем Высоцкого"

(статья от 31.03.2012 г.)

Премьера одноактного балета "Высоцкий", состоявшаяся на сцене Ивановского музыкального театра, стоит  в одном ряду всплеска интереса  к  имени и творчеству  Владимира Высоцкого, которое демонстрируют  последний год наше телевидение, радио, книжные магазины, а теперь ещё и кино. Кто - то в этом  усматривает коммерческий  интерес, дающий гарантированный рейтинг  телевизионным передачам и радиостанциям, а также зрителя в кинозалах и театрах. Мне же представляется, что это явление стало неким  спасательным кругом тем и образов в мире постмодернистской "неразберихи" в искусстве, которые  чем - то настоящим -  мыслью, эмоциями - отзываются в сердцах людей, уставших от неправды бытия,  ото  лжи и неверия, от приспособленчества и унижения чувства человеческого достоинства.

"Высоцкий" - авторский балет главного балетмейстера  театра Валентины Лисовской, где она выступила не только как хореограф, но и как либреттист. В основе музыки балета лежат песни Владимира Высоцкого, звучащие в исполнении автора, и сочинения питерского композитора Михаила Васильева, собирающие её в одно звучащие полотно.
Балет В.Лисовской  - об аде в душе, об исчерпанности  человеческих возможностей, когда уже не победить смрад пустоты и пошлости жизни, когда "бег на месте"  представляется бессмысленностью бытия, а наркотик является  страшным успокоением.
Лисовская переплела судьбу Высоцкого с судьбой лирического героя и вывела его на сцену страдальцем, обреченным на уход в мир иной: "Мой финиш - горизонт, а лента - край земли, - Я  должен первым быть на горизонте!"
В балете нет сюжета. А композиция спектакля концентрируется вокруг личной драмы главного героя. Она дает представление и о его драматической судьбе, и о его внутреннем мире, сохранившем душевную чистоту, несмотря на пережитые им страдания, и о трагическом фарсе окружающей его действительности. Герой черпает  душевные силы в любви, которая разбивается в конечном итоге о мещанскую пошлость жизненных реалий.   Балетмейстер выстраивает спектакль  на чувствах и ассоциациях, к которым не подобрать эквивалента в словах, но ради адекватного выражения которых, и  существует искусство танца. Вот  почему нет речи ни о каком драмбалете, ни о какой "растанцовке" песен  Высоцкого, а есть авторская концепция, нацеленная на побуждение у зрителя тех чувств и эмоций, которые идут от песен поэта - артиста, от танца, от жеста. Они и  помогают нам, зрителям, каждому в отдельности и всем вместе,  противостоять одиночеству духа, трансформации судьбы и непроходящей  апатии сегодняшнего  дня. В программке жанр спектакля определён, как зонг - балет, но, мне кажется, это больше относится к некоторым  песням Высоцкого, так как сама хореография  далека   от памфлетности и дидактичности в пользу возвышенной  поэтической  образности и характеристичности танца. Всё, что связано с миром Возлюбленной, её Бедой и Молвой,  мечтой Поэта о "долгой жизни без вранья", поставлено Лисовской на " пальцы", рассказано классическим  балетным языком. Это  дает возможность постановщику не только создать запоминающие  образы лирической героини и поэта - иноходца, но и добиться убедительного контраста в спектакле с визуальными  образами  воинствующих  обывателей  с  их растиражированными движениями и вульгарной пластикой толпы.
Успех этой премьеры в полной мере разделили с балетмейстером   художник - постановщик спектакля Валентина Новожилова (сценография и костюмы) и художник по свету Татьяна Ижевская. Результат их плодотворного творческого союза  - стилистическая простота как средство выражения целостности поэтической  образности и  демократичности песен Высоцкого и концепции данного балета. Сценический " задник" - экран и  свет в этом спектакле главные и единственные декорации. Других не нужно, танец  самодостаточен.  Именно это и создает насыщенный эмоциональный фон.  Бегущие облака на фоне голубого неба  в "Белом  безмолвии" и  трепетный танец   Птиц с преобладающим па - де - ша в хореографии создают иллюзию  свободы,  "награды за дерзкий полёт". Раскалённый шар небесного светила, зловещие блики, идущие от него, создают, как нельзя лучше, то напряжение, с которым звучит и песня "Охота на волков" и исполняется хореографическая сцена, которую образно  можно назвать  - "на разрыв аорты".
Красив и надолго запоминается  фрагмент балета на музыку песни "Ноль семь". Три исполнителя - Поэт (С.Ефимов), Возлюбленная (Е.Титова), Девушка  07 (М.Заболошина) - великолепно  наполняют движения эмоциональной содержательностью,  будоража  чувства и мысли  зрителей. История личных отношений поэта - актера Высоцкого со своей любимой женщиной  приобретает в танце этих  талантливых  танцовщиков обобщенный  философски - поэтический   характер, где телефонистка - это скорее  запретная судьбоносная  Черта, Девушка - Молния, роковая неизбежность. Этому созвучны и костюмы героев  этой сцены балета, они  точны и в крое, и в цвете, и в фактуре выбранной ткани.
Держать внимание зрительного зала в балете, где все отдано песням - стихам, символам и образам, помогает мастерство Валентины Лисовской как постановщика характерного танца. Все, что противостоит миру Поэта, уродующая душу фальшь, подличанье, мещанство и безличие, остроумно и с большой выдумкой хореографа выстраивается ей в "танцевальных аттракционах":  "Утренняя гимнастика", "Бал - маскарад", "Марафон", "Слухи" и  "Диалог у телевизора".
Сатира и сарказм Высоцкого в этих песнях изобретательно  переведены балетмейстером на ритмический и пластический язык, нечуждый в отдельных случаях акробатике. И здесь равного нет  исполнительскому таланту  Анастасии Кузнецовой , проявленному в фрагментах спектакля "Марафон" и "У  телевизора". Миниатюрная  балерина поражает своим актерским мастерством и фантастической легкостью исполнения. Главное её оружие  - внутренняя пластическая гибкость и естественность существования на сцене в танце. Чувствуя это, Лисовская -  постановщик поручает Анастасии Кузнецовой танец - гротеск, который в этом спектакле держит одну из сюжетных тем, не давая превратиться танцевальному полотну в калейдоскопичность.
По сути дела, все эпизоды балета - это единый монолог хореографа Валентины Лисовской, которая для осмысления сегодняшней  жизни берет созвучное её внутреннему мироустройству  творчество Владимира Высоцкого. Синтезируя самые разные средства театральной выразительности, мастерски сочетая лексику классического балета с пластикой и движениями современного танца, она  ещё раз доказала прямоту лирического высказывания - до предела обнаженного, порой наивного и всегда удивительно искреннего.
Ирина Скворцова
Joomla SEF URLs by Artio

ГБУ "Ивановский музыкальный театр"
153000 г. Иваново, пл. Пушкина, д. 2

Касса: (4932) 30-16-76
Директор: (4932) 30-19-26
Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика