VI Санкт-Петербургский культурный форум

АДАМАНТОВА   ЛЮДМИЛА   ГЕОРГИЕВНА

Заслуженная артистка РСФСР (27.02.1951)


 

Окончила Минскую консерваторию.
С 1937 года работала в театрах Белоруссии. 
Актриса Ивановского театра музыкальной комедии.
Как режиссер поставила несколько спектаклей.
Закончив режиссерские курсы, в 1976 году стала режиссером народного театра в Савино.

 

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Стелла - "Вольный ветер";
Анжель - "Граф Люксембург";
Перикола - "Перикола";
Марица - "Марица";
Розалинда - "Летучая мышь";
Адриена - "Любовь актрисы";
Мадлен - "Фиалки Монмартра";
Виолетта - "Холопка";
Мадлен Тибо - "Бал в Савойе".

Режиссерские работы:
"Американская комедия";
"Цирк зажигает огни";
"Марсиане";
"Димка-невидимка".

 


ПУБЛИКАЦИИ

 

ШАГ В БЕССМЕРТИЕ


Людмила Георгиевна с детства мечтала стать актрисой и обязательно - музыкальной актрисой! Поступила в Минскую консерваторию и с 1937 года стала работать в театрах Белоруссии. Судьба приводит её в Иваново и здесь, на сцене театра оперетты, актриса создает свои лучшие роли: Стелла ("Вольный ветер"), Анжель ("Граф Люксембург"), Перикола и Марица, Розалинда ("Летучая мышь"), Адриена ("Любовь актрисы"), Мадлен ("Фиалки Монмартра"), Виолетта ("Холопки"), Мадлен Тибо ("Бал в Савойе")… Разве можно перечислить все её роли? Подсчитано, что на Ивановской сцене Людмила Георгиевна Адамантова создала около 200 сценических образов. Она свободно распоряжалась своим незаурядным голосом, прекрасно фразировала, была сценически эффектна, обаятельна и пластична.
Ко всему прочему Л.Г. Адамантова была интересной камерной певицей - чуткость к стилю исполняемой вещи, темперамент исполнения, разнообразие репертуара отличали её выступления. В программе 1946 года значатся и ария Чио-Чио-Сан, арии Чайковского, и белорусские шуточные песни, и песня Хренникова из "Много шума из ничего", и три романса салонно-патетического жанра: "Разбитая ваза" Аренского, "Уста мои молчат" Блейхмана, "Одно прости!" Денца. Актрисе, обладающей лирическим сопрано, оказались подвластны многие музыкальные жанры.

Людмила Георгиевна работала и как режиссер, поставив в Ивановском музыкальном театре "Американскую комедию", "Цирк зажигает огни", "Марсиане" и "Димку-невидимку".
Возраст подкрался незаметно, нужно было переходить на характерных старух, а она не захотела этого, взбунтовалась и сознательно пошла на очень рискованный эксперимент: закончив режиссерские курсы, Адамантова в 1976 году приезжает в Савино и становится режиссером местного народного театра.
Почти 20 лет она отдала савинцам. Её звали за глаза Хозяйкой, и на всех актерских капустниках обязательно пели "Без Ады жить нельзя на свете, нет!" Она подарила савинским детям необыкновенные спектакли "Два клёна", "Белоснежка и семь гномов", "Каникулы в Простоквашино" и множество новогодних сказок. Она внушала взрослым веру в себя - и они, всегда считавшие себя провинциалами, играли в её профессионально поставленных спектаклях "Женитьба Белугина" и "Без вины виноватые" А. Островского, "Отпуск по ранению" В Кондратьева, "Самозванец" Л. Корсунского и т.д. почти как профессиональные актеры.
Вспоминает актер савинского театра Ю. Новиков:
"На репетициях Людмила Георгиевна садилась в конец зала и оттуда наблюдала, говорила негромко, а повторять не любила - поэтому на сценической площадке всегда была тишина, замечания актерам делались спокойно, вполголоса".
Актриса Н. Никитина добавляет:
"Кричать, да и вообще повышать голос на актёров она себе не позволяла никогда. Всё время говорила, что крик, он только воздух сотрясает. Актёр должен так говорить, чтобы душа откликалась…"
Вспоминает С. Фомина:
"Однажды на генеральной репетиции детского спектакля "Белоснежка и семь гномов" Людмила Георгиевна увидела у меня на костюме прожженную утюгом дырочку. Репетицию прервала, дала иголку, нитки, велела тут же зашить - "Чтоб было красиво". Я попыталась возразить ей "Так из зала же не видно!"- "Внутри всегда должно быть спокойно, деточка", - спокойно сказала она и продолжила репетицию. Навсегда запал в душу этот урок красоты, думаю что и не только мне. До сих пор стыдно за эту дырочку, вернее за "некрасоту" стыдно".
Из рассказа старейшей актрисы театра Е. Бочкаревой:
"Ругаться по пустякам она не любила. Единственное, за что сильно попадало, так это за невыученный текст. В театре было такое правило: текст должен быть выучен к первому выходу на сцену. Мы с этим мирились, хотя иногда приходилось непросто. С возрастом памяти у меня совсем не стало. Слова будто в трубу вылетали. Так Людмила Георгиевна предложила мне с напечатанного текста роль несколько раз от руки переписать, говорила, чтоб рука текст вспомнила, и ведь помогло! Сначала я переписывала роль из-за уважения к Хозяйке, а потом поняла, что это самый верный способ текст запомнить. Пятнадцать раз до премьеры переписала".
Спектаклей-однодневок не было. Играли часто. Был спектакль, побивший все рекорды, - "Шаг в бессмертие", который играли 11 лет. Савинская газета отмечала оригинальное решение спектаклей режиссера Л.Г. Адамантовой и прекрасную сценографию, оформлять спектакль она приглашала главного художника Ивановского драматического театра Б.Перко.
"Когда меня не будет!.." Как это - не будет? Её репетиции и спектакли до сих пор в памяти многих савинцев. Начавшая играть у Адамантовой в спектаклях в возрасте 7 лет, Светлана Фомина сегодня берет Гран-при за свои спектакли на престижных режиссерских фестивалях. Молодым актерам ивановского театра до сих пор ставят Адамантову в пример, и я до сих пор варю кофе по её рецепту, а проходя мимо её дома, неподалёку от Белой церкви, всё время порываюсь заглянуть в окно её квартиры, как будто сейчас из-за белоснежной занавески выглянет Людмила Георгиевна и приветливо помашет мне рукой…

Наталья Шутова.
4 февраля 2005года

Joomla SEF URLs by Artio

Наш адрес

153000 г. Иваново, ул. Пушкина, д. 2

Телефоны

Касса: (4932) 30-16-76

Директор: (4932) 30-19-26

Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Яндекс.Метрика