История театра

ТЕАТР НА МЕСТЕ МОНАСТЫРЯ

Площадь Пушкина - одно из самых оживленных мест в Иванове, центр города. По вечерам здесь у фонтана собирается молодежь, люди постарше ходят в театр, величественное здание которого расположено рядом. Теперь уже мало кто знает, что до 1931 года на месте театрального комплекса стояли храмы...

Ирина ЯРЧУК

"Ивановская Газета", 7 мая, 2011 г.

Центр города раньше был окраиной

Краевед Александр Семененко уточняет, что высокий берег Уводи некогда именовался Покровской горой. Мужской монастырь, расположенный на ней, так и назывался - Покровский. По преданию, он был основан в 1579 году известными на Руси князьями Черкасскими, которые в то время владели селом Ивановом.
Поначалу все монастырские постройки были деревянными. Шло время, и они быстро ветшали. В XIX веке на их месте возник великолепный ансамбль из двух храмов - Покровского и Троицкого. Известно, что Троицкая церковь
создавалась по проекту итальянского архитектора Маричелли и была освящена тогдашним епископом Ксенофонтом в 1819 году. После постройки храмовый комплекс окружили оградой с башнями и тремя воротами. Рядом с храмами на деньги фабриканта Бабурина выстроили богадельню для вдов и сирот лиц духовного здания.
Постепенно село разрасталось. А в 1871 году оно было соединено с Вознесенским посадом, который располагался на левом берегу Уводи. Возник город Иваново- Вознесенск, и Покровская гора перестала быть окраинным местом. Через два года Покровский и Троицкий храмы стали соборами - главными храмами в городе.
В 1931 году соборы были снесены, несмотря на то, что уже тогда они считались архитектурными памятниками. На горе появилась надпись, выложенная из кирпича: "На месте очагов классового рабства построим дворец социалистической культуры". И уже в следующем году здесь началось строительство одного из крупнейших в стране театров по проекту архитектора Власова.
 
Главный архитектор Ленинграда отказался от проекта
Историю строительства известных ивановских зданий подробно изучают на кафедре архитектуры в ИГАСУ. В графоаналитической работе, посвященной истории нашего театрального комплекса, студентка ИГАСУ Анна Нетёсова пишет, что сначала для проектирования здания приглашали главного архитектора Ленинграда Льва Ильина. Он приехал в Иваново-Вознесенск, ознакомился с замыслами его властей, провел тщательное обследование места для затеваемого строительства... и не пожелал в нем участвовать. В своем письме с обоснованием причин отказа он предостерег властей города на Уводи: "Строить на этом пятачке здание немыслимо, будет тесно и дорого. Понадобится ограждение фундаментов от оползания".
Был объявлен Всероссийский конкурс на лучший проект массового театра. В нем приняли участие 11 архитекторов. Илья Голосов, автор проекта 400-квартирного дома на улице Красных Зорь и здания облпотребсоюза на площади Победы, предложил грандиозное сооружение, напоминающее по своей форме огромный телевизор. До настоящего времени сохранилась копия рисунка, который автор представил на суд властей. Но, в конце концов предпочтение отдали проекту будущего главного архитектора Москвы Александра Власова. Как отмечает Анна Нетёсова, при окончательном выборе проекта Власова решающим стал фактор реальности исполнения сооружения из наиболее доступного строительного материала - кирпича.
Вместе с тем проект поражал грандиозностью замысла. В соответствии с ним здание должно было представлять собой сложный ступенчатый подъем, нижняя терраса которого делилась вертикалями выступающих колонн, завершенных скульптурами. Причем этот "частокол" с изваяниями поднимался не от земли, а с поверхности колоссального пандуса, покрывающего склон холма. В углублении этого пандуса намечалось соорудить два фонтана.
Не менее грандиозными замышлялись и интерьеры театра. Зрительный зал рассчитывался на 2500 человек. Такие гигантские размеры объяснялись тем, что 150-тысячный Иваново-Вознесенск включился в негласное соперничество с крупнейшими городами страны - Ленинградом, Свердловском, Нижним Новгородом и другими. Власти надеялись в будущем сделать его столицей советской России.
 
Слабый фундамент подтачивала вода
Сперва Власову предложили несколько переделать проект. Он выполнил пожелание городских властей, но они не удовлетворились авторскими изменениями. Дорабатывали проект ивановские архитекторы. Исследователь Виктор Бяковский в книге "Адреса Мельпомены" отмечает, что когда Власов приехал в Иваново и увидел то, как был воплощен его проект, то навсегда от него отвернулся. Он признал его своей творческой неудачей, которую усугубили последующие неоднократные исправления и ремонты.
В 1940 году театр был построен. Вместо зала на 2500 мест был сооружен зал на 1500 человек, чтбы тоже немало.
Первый ремонт потребовался зданию уже спустя 8 лет после постройки. А через 20 лет он закрылся на серьезную реконструкцию.
Виктор Бяковский называл ряд обстоятельств, из-за которых здание театра не задалось с самого начала. Перекрытия были деревянные и быстро стили, потому что снег с крыши не убирался. Кроме того, слабыми были фундаменты. Ручей Кокуй был забран в подземную коллекторную трубу только спустя годы после строительства здания. А до этого он продолжал оказывать воздействие на фундаменты.
Таким, каким мы видим театр сейчас, он стал после реконструкции, которая закончилась в 1987 году. Основные внешние габариты здания и капитальные кирпичные стены были сохранены. В то же время вместо одного зрительного зала стало четыре (современные залы музыкального, драматического и кукольного театров, помещение ночного клуба "Грин"). Бывшее здание театра стало гордо именоваться Дворцом искусств.
...Несмотря на все реконструкции, здание и поныне смотрится величественно. Далеко не каждый областной центр может похвастаться таким большим Дворцом искусств, где размещены сразу три театра. Три лифта переносят актеров на разные уровни. Если заходить в здание со служебного входа, рискуешь заблудиться. Число этажей в современном Дворце искусств - от трех до семи. Площадь всех полов здания составляет 17 тысяч квадратных метров.
 
С 2008 года Дворец искусств переживает новую стадию ремонта. Напомним, что в театре кукол заменили пол и потолочные перекрытия (более 4 миллионов рублей). В 2009 году были отремонтированы фойе и зрительный зал драматического театра (также 4 миллиона).
 
Страницы истории Ивановского музыкального театра.
  Ивановский музыкальный театр вступает в свой 82-й театральный сезон.

За эти годы не одно поколение ивановцев стало его преданными зрителями и поклонниками. Являясь единственным музыкальным театром в регионе, он всегда ожидаем и любим  во Владимире, Ярославле, Костроме, в Вологде и других городах. И театр щедро радует своих зрителей разнообразным репертуаром, где есть место и классической оперетте, и комической опере, и музыкальной комедии, и водевилю, и балетным спектаклям.

Ивановский музыкальный театр является "наследником по прямой" Ивановского театра музыкальной комедии, который открылся в канун 1935 года, получив собственное здание на улице Красной Армии. А уже 3 марта 1935 года спектаклем "Гарри  Домелла" (музыка А. Ашкенази, постановка и либретто   В.Ленского,  первого художественного руководителя театра) открыл свой первый театральный сезон. "Продавец птиц"  К. Целлера, "Весёлая вдова" и "Голубая мазурка" Ф. Легара - спектакли, что увидели зрители в этот знаменательный сезон.

Разнообразие репертуара стало доброй традицией с первых лет существования театра и по сей день. Классическая оперетта ("Цыганский барон" И. Штрауса, "Марица", "Цыган - премьер" и "Баядера" И. Кальмана), советская оперетта ("Золотая долина" И. Дунаевского, "Свадьба в Малиновке"  Б.Александрова) - всегда украшают афишу театра. В это время театр активно гастролирует. Весной 1941 года он уезжает на гастроли в Алма-Ату, где его и застаёт начало Великой Отечественной войны. По возвращении в Иваново в октябре 1942 года театр формирует несколько фронтовых бригад, и в репертуаре сразу появляются спектаклина военную тему: «Москвичка» О.Сандлера и «Раскинулось море широко» В.Витлина, М.Крица, Н.Минха.

За первое десятилетие работы Ивановского театра музыкальной комедии было создано 56 спектаклей.

В первый послевоенный сезон 1945-1946 годов театр в третий раз ставит "Холопку" Н. Стрельникова. В роли Виолетты блистает первая заслуженная артистка  РСФСР  в театре Л. Адамантова.

В 1946 году коллектив театра отметил две знаменательные даты: 35-летие творческой деятельности главного дирижёра И. Гладунюка и 25-летие работы на сцене Э. Мая. Эти театральные деятели работали в Ивановской музыкальной комедии практически с момента её основания. Эммануил Исаакович Май, или как его любовно называли коллеги - актёры "дядя Моня", -  гениальный простак и комик, получивший в последствии звание заслуженного артиста РСФСР, отдал театру всю свою жизнь, и артистическую, и человеческую.

Сезон 1947-1948 годов - "знаковый" в истории Музкомедии. Тогда театр первым в Советском Союзе ставит оперетту  И. Дунаевского "Вольный ветер". Артисты Л. Адамантова, В.Усольцев, Л. Высоцкая - первая в СССР Пеппита -, М.Матвеев, Э. Май и А.Коган с увлечением и радостью работали над образами своих героев. За один сезон спектакль выдержал 44 представления, проходивших с неувядающим аншлагом.

Тогда же на сцене театра появилось произведение ивановских авторов - музыкальная комедия "Большая любовь" композитора М. Двойрина, либретто написал актёр театра В. Зимовец.

В 50-60 годы труппа Ивановского театра музыкальной комедии активно пополняется молодыми  актёрами. В неё приходят ныне заслуженная артистка России В. Бирилло, народный артист России В. Келин, заслуженные артисты России  С. Артюшкевич, В. Каннабих, артистка  Л. Грачёва.

В 1967 году главным режиссёром  театра становится Борис Бруштейн,  и к началу 70-х театр достигает пика творческой активности. Этот период ещё называют "золотым веком"  театра музкомедии.  На сцене когорта "звёзд": В.Келин, Ю. Коган, Б. Кученёв, И. Ситнова, Э. Кузнецова. А. Орловская, Л.Высоцкая, С. Артюшкевич, А. Хохлов.

Спектакли, созданные творческим коллективом постановщиков -  главными специалистами театра -  режиссёром Б. Бруштейном,  дирижёром  В. Хоруженко, балетмейстером  Н. Базилевской,  художником Я. Зейде, любила не только ивановская публика. На московских гастролях театра в 1975 году столичный зритель рукоплескал спектаклям "Тогда в Севилье" М. Самойлова, "Обыкновенное чудо" В. Гороховского. Это были первые постановки музыкальных комедий в Советском Союзе, которые покорили столицу.

25 декабря 1986 года Театр музкомедии  реорганизуется в ивановский музыкальный театр. В 1987 году он переезжает в здание Дворца искусств на площади Пушкина. На его сцене во всём блеске раскрываются таланты нового поколения артистов: ныне заслуженных артистов России В. Пименова, М.Кольцовой, Т. Драчук, В. Кочержинского, Б. Бедняка, артистов балета заслуженных артистов России Л. Лакомской и В. Серова.

Под руководством главного режиссёра Ю. Гвоздикова и главного дирижёра Б. Цигельмана театр выпускает спектакли "Табачный капитан" В.Щербачёва, «Я пришёл дать вам волю» Е.Птичкина, «Леди и гангстеры» М. Самойлова, «Золотой цыплёнок» В.Улановского, на которой выросло уже не одно поколение ивановцев и которая в репертуаре до сих пор.

Театр продолжает ставить классическую оперетту  и музыкальную комедию, но статус музыкального театра обязывает иметь в репертуаре и оперу, и балет.

В эти годы в город приезжает молодой балетмейстер, петербуржка  по рождению и образованию, Валентина Лисовская, которая и возглавила балетную труппу театра. Под её руководством рождаются авторские балеты "Бег иноходца", "Звезда Парижа", "Грешницы", " На поле Куликовом", "Бесприданница". На премьере  "Бесприданницы" присутствовал автор музыки Андрей Павлович Петров, который высоко оценил хореографическую версию своей музыки к кинофильму "Жестокий романс". Балет театра выезжает на зарубежные гастроли в Германию и привозит восторженную прессу о своих спектаклях.

С 1992 по 1994 год главный режиссёр театра  В. Кучин и дирижёры - постановщики Г.Стрелецкий и В.Шадрин  ставят две классические оперетты "Корневильские колокола" Р. Планкетта и "Ночь в Венеции"  И. Штрауса, музыкальная драматургия которых приближает их к оперному жанру.

В 1998 году большим успехом театра стало его участие в фестивале "Золотая маска"  со спектаклем "Ханума" (либретто Б. Рацера и  В.Константинова и музыка   Г. Канчели). Постановку осуществил молодой режиссёр  Зураб Нанобашвили, а исполнитель роли приказчика Акопа  Александр Менжинский стал лауреатом национальной театральной премии "Золотая маска" в номинации "Лучшая мужская роль в жанре оперетты - мюзикла".  В 2007 году театр отметил десятилетие этого спектакля, идущего с неизменным успехом и по сей день.

С 2008 по 2015 годы театр работал под руководством главного режиссёра Н.Печерской, которая подняла театральный процесс на такую  высоту, что стало возможным постановка классических оперетт, тяготеющих к оперным партитурам: Ф. Легар «Фраскита», «Цыганская любовь», И.Штраус «Летучая мышь», Им. Кальман «Мистер Икс». Комические оперы»Пиратский треугольник» Г.Доницетти, «Муж за дверью» и «Званый вечер с итальянцами» Ж.Оффенбаха стоят в этом же ряду. Наталия Печерская, первая из режиссеров, обратилась в нашем театре к жанру мюзикла и осуществила постановку «Призрака замка Кентервиль» В.Баскина по мотивам рассказа О.Уайльда.  По сей день большим успехом у зрителей пользуются и другие мюзиклы, поставленные ею. Это «Снежная королева» К.Брейтбурга и «Двенадцать месяцев» В.Баскина.

Три десятилетия работает в театре художник Валентина Новожилова, два из них она -  главный художник театра.  Именно ей театр обязан ярким, образным, удивительно точным по отношению к раскрытию содержания спектаклей оформлением.

Сегодня репертуар Ивановского музыкального театра разнообразен как никогда. На сцене - классическая оперетта, музыкальная комедия, водевиль, мюзикл, балет. Творческий коллектив театра возглавляют главные специалисты: главный режиссер А.Лободаев, заслуженный артист России В. Пименов, дирижёр, заслуженный артист России - А. Ладыженский, художник - заслуженный работник культуры России В. Новожилова, балетмейстер - В. Лисовская, хормейстер - Я. Бабурина. Плодотворно работают балетмейстеры - М. Заболошина, А. Кузнецова и А. Бабурин, хормейстер - В. Спиридонова.

Вместе с признанными мастерами – народной артисткой России И. Ситновой, заслуженными артистами России  В. Бирилло, Т. Драчук, З. Ступак, В. Каннабихом, В. Пименовым, В. Кочержинским, заслуженным артистом Казахстана В. Злыгаревым, Л. Грачёвой работает крепкое "среднее звено"- дипломант Международного и Всероссийского конкурсов вокалистов - Т. Копычева, О. Наянова, М. Щербакова, лауреат национальной театральной премии  "Золотая маска"  А. Менжинский,  А. Серков, С. Сорока,  и перспективная молодёжь: Р. Хажиева, А. Смирнова, Л. Лебедь, Ю Васильева, лауреат международного молодёжного конкурса вокалистов Н. Леляева, Д.Бабашов, Д.Сиянов, И. Медведева, И. Смолева и М. Галенков.

 

Joomla SEF URLs by Artio

Наш адрес

153000 г. Иваново, ул. Пушкина, д. 2

Телефоны

Касса: (4932) 30-16-76

Директор: (4932) 30-19-26

Администрация: (4932) 30-87-59

Электронная почта

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.